Автор: Крис Коннакер


Конвертер Berkeley Audio Design® Alpha USB® был одной из самых долгожданных новинок компьютерной аудиотехники 2011 года. Ожидания подогревались задержками, возникавшими в процессе разработки и на начальных стадиях производства. Многие компьютерные аудиофилы задавались вопросом, чем занимается компания Berkeley Audio Design с начала 2010 года, когда начали ходить слухи о новом продукте. Все это время перфекционисты из Berkeley Audio Design работали над усовершенствованием Alpha USB путем многочисленных прослушиваний, внедрения уникальных конструкторских решений и лучших из существующих методик измерения. Незадолго до запуска в производство Berkeley Audio Design забраковала критически важные компоненты от своих поставщиков по причине качества, недостаточного для эталонного конвертера. После многих месяцев исследований и конструкторских разработок Berkeley все еще не была готова выпустить конвертер на рынок. К счастью, ожидание терпеливых вознаграждается. В плане звучания Alpha USB получился очень впечатляющим. После 4 месяцев использования данного устройства в комбинации с Alpha DAC® Series 2 я не перестаю восхищаться его уровнем звучания. По сути, Alpha USB настолько хорош, что лучшего цифрового интерфейса я еще не слышал. Точка!

Интерфейс Alpha USB


Alpha USB от компании Berkeley Audio Design представляет собой внешний асинхронный интерфейс (usb аудио конвертер), подключаемый через USB и выдающий сигнал через AES или S/PDIF. Это исключительно цифро-цифровой преобразователь с цифровым USB входом и цифровыми AES и S/PDIF выходами. Поскольку человеческое ухо не может воспринимать цифровой сигнал, для домашнего воспроизведения музыки также необходим ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь). Упрощенная схема воспроизведения аудиоматериала имеет следующую последовательность: ПК → Alpha USB → ЦАП → Предусилитель → Усилитель → Колонки. Подобный интерфейс может играть критически важную роль в передаче чистейшего сигнала на ЦАП, а также может потребоваться при использовании ЦАПа без интерфейса последнего поколения наподобие USB или FireWire. Многие замечательные модели ЦАПов без USB или FireWire не менее хороши или даже лучше, чем новые ЦАПы с кучей интерфейсов на все случаи жизни. Если слушатель нашел звук, который ему нравится, нет нужды искать что-то другое. К счастью, можно добавить устройство наподобие Alpha USB, которое продлит срок службы и без того великолепных ЦАПов.

Что касается наилучшего места размещения USB-интерфейса, существуют две конкурирующие точки зрения. Как это обычно бывает в жизни, у каждой есть свои недостатки. Сторонники одного направления выступают за то, чтобы размещать USB-интерфейс внутри цифро-аналогового преобразователя. Это позволяет микросхеме ЦАПа получать данные по своему родному I2S протоколу. В теории это конструктивное решение создает меньший джиттер в случае отсутствия промежуточного преобразования в S/PDIF до шины I2S. Такое исполнение USB-интерфейса также позволяет применять такие методы, как оптоизоляция и заземление для изоляции встроенного USB-интерфейса от чувствительного чипа ЦАПа. Представители другого направления настаивают, что USB-интерфейс должен быть полностью отделен от ЦАПа. Физическое разделение делает возможным недостижимый иным способом уровень изоляции между шумной компьютерной средой и чувствительной цифровой аудио средой. Согласно мнению сторонников раздельного дизайна, такая изоляция исключает любое прямое электрическое соединение с корпусом ЦАПа и необходима для того, чтобы добиться высочайшего уровня звучания при использовании USB соединения. Помимо этого, приверженцы данного подхода считают, что преимущества прямого канала передачи данных по I2S не компенсируются меньшей степенью изоляции и повышенным уровнем шума при размещении USB-интерфейса одним блоком. Не стоит и говорить, что Berkeley Audio Design решительно склоняется ко второму мнению.

Независимо от того, какой их двух подходов кажется наиболее предпочтительным, не стоит преувеличивать значение одного единственного элемента конструкции. Выбор каждого конструктивного элемента или внутреннего компонента дает лишь определенный уровень потенциальных возможностей. Именно способность воплотить этот потенциальный уровень отличает кабинетных инженеров и сборщиков комплектующих от поистине блестящих конструкторов. Решающее значение имеют не цифры и теории. Определяющим является устройство как единое целое, а не сумма его отдельных частей, а также звук, воспроизводимый им через аудиосистему.

Технические нюансы Alpha USB


Розничная цена на Alpha USB – наиболее заметный фактор, выделяющий этот продукт из числа конкурентных предложений. Интерфейс стоит дорого, и Berkeley Audio Design осознает это. Компания ставит своей целью производить оборудование высокого качества. По сути, прибыль от оптовых продаж Alpha USB ниже, чем от Alpha DAC, чья наценка является самой низкой по отрасли. В Berkeley Audio Design работают простые, скромные люди. Поверьте мне, после выхода на пенсию они не отправятся на личный остров с кучей денег, полученных от продаж Alpha USB и Alpha DAC. Дело в том, что создание компонентов с высочайшими функциональными характеристиками требует финансовых вложений. И Alpha USB не исключение.

Самое важное в конвертере от Berkeley Audio Design – это тактирование и изоляция. На первый взгляд, это звучит достаточно прямолинейно. При более близком рассмотрении оказывается, что Alpha USB на голову выше остальных. В нем используются тактирующие компоненты, не существовавшие в природе до момента его разработки, а также методы изоляции, которые можно назвать уникальными среди всей аудиотехники класса hi-end. Здесь мы подходим к теме, которая приводит в расстройство меня и других журналистов. Из-за высокой конкуренции на рынке бытовой электроники и в интересах защиты интеллектуальной собственности производители весьма неохотно идут на раскрытие технических деталей широкой публике. Такова объективная реальность. К счастью, у потребителей есть возможность оценить звучание конечного продукта и самостоятельно решить, насколько важное значение имеют те или иные заявленные или сокрытые детали. В ходе разговоров с Майклом Риттером (Michael Ritter) из Berkeley Audio Design мне удалось выяснить некоторые подробности, о которых стоит упомянуть.

Проектные работы над Alpha USB начались в 2009 году. В то время тактирующие компоненты, вошедшие в финальную версию, еще не существовали. В Berkeley Audio Design знали, что хотят использовать двойные кварцевые генераторы с фиксированной частотой, которые работали бы на уровне до сих пор недоступном для цифровых аудио-интерфейсов. Так Berkeley оказалась вовлеченной в разработку новых генераторов, еще не представленных на рынке. Новичкам-аудиофилам следует знать, что кварцевые генераторы используются, чтобы генерировать тактовые сигналы на частотах 44.1, 88.2, 176.4 кГц и 48, 96, 192 кГц. Это критически важные компоненты для точного воспроизведения звука. Весь процесс разработки Alpha USB был полон задержек и несоответствующих ожиданиям результатов. После того как первоначальные комплектующие от поставщика были отвергнуты, «Всё сошлось само собой», – поведал Майкл Риттер. Финальная версия интерфейса имеет двойные генераторы с фиксированной частотой по одному на каждую выборку частот: 44.1, 88.2, 176.4 кГц и 48, 96, 192 кГц. При работе аппарата функционирует лишь один генератор. Даже очень хорошие генераторы с низким джиттером могут производить относительно высокий уровень низкочастотного фазового шума. Но не в случае с Alpha USB. Мне не удалось раздобыть реальных цифр, характеризующих работу этих конкретных генераторов, однако я разговаривал с инженером из конкурирующей компании-производителя hi-end аудиотехники, который знаком с компонентами, используемыми Berkeley Audio Design. Он несколько раз повторил, что низкий фазовый шум этих генераторов можно считать уникальным и выдающимся достижением.

В дополнение к великолепной тактовой синхронизации, в конвертере используется асинхронный USB на коде Streamlength™ в сочетании с XMOS-чипом. Небольшим компаниям наподобие Berkeley Audio Design необходимо с максимальной выгодой использовать конструкторский талант. В данном случае не было нужды изобретать велосипед. Код Streamlength был выбран из-за хорошего уровня проработки и устойчивости к ошибкам. Асинхронный USB-код Streamlength контролирует поток данных с компьютера или музыкального сервера, а новые кварцевые генераторы берут на себя функцию главного генератора тактовых импульсов.

Кто бы что ни думал о необходимости – или отсутствии таковой – асинхронного USB и «требованиях» к конструкции генераторов, было бы трудно предугадать, каким будет дизайн Alpha USB. Нестандартные размеры этого устройства (5.8 (В) см * 27 (Ш) см * 13 (Г) см, высота 6,5 см вместе с ножками) служат одной цели – функциональности. По утверждению Berkeley Audio Design, беспрецедентный уровень изоляции Alpha USB был бы невозможен в меньшем по размеру корпусе. «Устройство имеет такой размер, который ему нужен», – заявляет Майкл Риттер. По словам Риттера, задействованные в Alpha USB уникальные технологии изоляции очень сложно внедрить, что и является основной причиной того, почему еще ни один производитель hi-end аудиотехники не достиг такого уровня. Я пришел к выводу, что многие технологии раздельного дизайна подобны воздушному шарику в том смысле, что при надавливании с одной стороны другая сторона начинает выпирать. Уменьшая размеры в одном месте - вы увеличиваете их в другом. Всем инженерам приходилось сталкиваться с аналогичным явлением при внедрении различных конструкторских решений. Майкл Риттер намекнул, что к числу элементов, подвергшихся изоляции, можно отнести трассировку вторичных и третичных цепей связи в дополнение к минимизации емкостных связей путем изоляции входного разъема USB дюймовым слоем пластмассы. Как раз на этот слой пластмассы на задней панели корпуса я обратил внимание, когда впервые увидел Alpha USB, из-за его неэстетичного вида. Приятно узнать, что форма Alpha USB полностью соответствует его функциональному назначению, и каждый элемент дизайна технически обоснован.

Другим наиважнейшим фактором, усиливающим изоляцию, является вопрос организации питания USB-интерфейса. В Berkeley Audio Design решили запитать входной USB-чип устройства от питания USB-шины в компьютере. Электрический сигнал, выходящий из USB-порта компьютера, не проходит дальше принимающего USB-чипа в корпусе Alpha USB. Berkeley применяет запатентованные технологии изоляции, которые, как утверждается, функционируют гораздо лучше традиционных оптоизоляционных методов и помогают изолировать создаваемые компьютером шумы от чувствительной выходной тактирующей схемы. Аудио-выход конвертера запитан от малошумящего линейного источника питания. Этот свободный от помех линейный источник подает чистое питание на генераторы и выходную цифровую аудио-цепь.

Так как Berkeley Alpha USB - это конвертер usb spdif / aes, то на задней стороне корпуса устройства находятся два выхода: балансный AES (XLR) и коаксиальный S/PDIF (BNC), а также переключатель выхода. Многие аппараты, имеющие более одного цифрового выхода, постоянно держат включенными их все независимо от того, какой из них используется. По мнению Berkeley Audio Design, наилучшего качества звучания невозможно добиться, не деактивировав неиспользуемый выход(ы). Этим и объясняется появление переключателя на Alpha USB. Пользователь должен выбрать либо балансный AES (XLR), либо коаксиальный S/PDIF (BNC) выход, отключив другой.

Berkeley Audio Design настоятельно рекомендует использовать балансный AES-выход по мере возможности. В теории, правильное подключение по коаксиальному S/PDIF-кабелю с сопротивлением 75 Ом лучше при прочих равных. На практике этих «прочих равных» достигнуть сложно. Приняв во внимание, что балансный AES не использует истинные разъемы 110 Ом, я решил изучить эту рекомендацию более подробно. Ответ, данный мне Майклом Риттером, касался в основном напряжения и отчасти шумоподавления. Несмотря на то, что S/PDIF-соединение при использовании BNC-разъемов 75 ом является истинным коаксиальным соединением 75 Ом, оно ограничивается тем, что удвоенная амплитуда напряжения составляет 0,5 В. С другой стороны, у балансного AES есть преимущество в виде амплитуды сигнала от 2 до 7 В. Фактически AES-порт Alpha USB подает напряжение 4 В, что в 8 раз превышает уровень сигнала S/PDIF-выхода. Повышенное напряжение – ключ к максимальной производительности устройства приема данных и уменьшению существующего джиттера. Балансное AES-соединение также позволяет уменьшать синфазный шум. Помимо балансного AES-соединения, Berkeley Audio Design также рекомендует по мере возможности использовать 1,5-метровый AES-USB-кабель. Этот совет напрямую связан с энергией отраженного сигнала и энергией исходного цифрового сигнала, вызванной обратными потерями при отражении. Кабель и его разъемы нельзя считать совершенной линией передачи из-за воздействия отраженной энергии. При использовании 1,5-метрового кабеля (в прямом и обратном направлениях уже 3 м) действие отраженной энергии отсрочивается, что достаточно для минимизации искажения исходного сигнала в устройстве приема данных. Некоторым такие детали могут показаться несущественными, но для тех, кто ищет наилучшее звучание, они имеют критически важное значение.

Все упомянутые выше конструктивные решения, включая генераторы, изоляцию, асинхронный режим передачи данных по USB, питание от USB-шины, линейный источник питания, лишь отражают потенциальные возможности. В технических паспортах на внутренние элементы устройства и указаниях по их применению не содержится ничего интересного для инженеров, стремящихся раздвинуть границы возможного. Блестящий конструкторский ум и целостный подход к дизайну необходимы для понимания принципов взаимосвязи между всеми потенциально превосходными составляющими. Все эти факторы должны сойтись воедино, чтобы получился такой первоклассный продукт, как Alpha USB.

Когда все детали сходятся воедино


После того как все стадии разработки и проектирования завершены, любой продукт все же может с треском провалиться в случае, если качество звука не соответствует ожидаемому. Но Alpha USB далек от провала. Его беспрецедентная конструкция сопоставима с изумительным качеством звука. С выходом Alpha USB появилась возможность использовать практически любой ЦАП с любым компьютером или музыкальным сервером. Старая привычка брать компьютерную звуковую карту Lynx AES16 для того, чтобы вывести AES-сигнал на свой Alpha DAC, теперь уже кажется устаревшей и в лучшем случае чем-то из категории mid-fi. Конвертер от Berkeley Audio Design безупречно работает с компьютерами и ноутбуками под Windows, OS X и Linux. Он также прекрасно сочетается с музыкальными серверами Aurender S10 и SOtM sMS-1000. Все частоты дискретизации от 44,1 кГц до 192 кГц поддерживаются на всех платформах. Поскольку Windows не поддерживает Audio Class 2, пользователям для правильной работы необходимо установить идущие в комплекте драйверы. Используемый сегодня драйвер абсолютно идентичен тому, что поставлялся к моему первому устройству этой компании. Это верный признак того, что драйвер работает стабильно и разработан людьми, знающими свое дело. Нельзя сказать то же самое о драйверах USB-устройств других производителей.

Alpha USB в паре с Alpha DAC Series 2, вероятно, лучшее цифровое устройство, которое мне доводилось слушать у себя в студии. В момент написания данной рецензии Alpha USB – лучший внешний аудио-интерфейс, который мне встречался. На протяжении 4 месяцев тестирования, я использовал конвертер с множеством источников и ЦАПов от различных производителей. Стандартные цифровые AES и S/PDIF-выходы Alpha USB делают его совместимым практически с любым ЦАПом. Даже BNC-выход можно подключить к коаксиальному RCA-входу при помощи адаптера. В период с ноября 2011 по март 2012 года я сравнивал конвертер от Berkeley Audio Design с несколькими разными цифро-цифровыми преобразователями, которые были у меня под рукой. Большинство из этих интерфейсов стоили довольно дешево – от $200 до $500, лишь один интерфейс продавался за $1000. Результаты получились однозначными. Только интерфейс стоимостью $1000 смог приблизиться к Alpha USB по качеству звучания. Однако для тех из нас, кто ищет совершенный интерфейс, «приблизился» не значит «сравнялся».

Alpha USB обеспечил безукоризненно чистую подачу цифрового аудио на мой Alpha DAC Series 2. Я получил невероятную детализацию и прекрасно управляемые басы. Это было очевидно при прослушивании как "Are We Really Through" Рея ЛаМонтейна (Ray LaMontagne) [ссылка], так и "Пассакалии" в исполнении Симфонического оркестра Канзас-Сити [ссылка] в разрешении 24 бита/176,4 кГц. Детали, которые я услышал в голосе Рея ЛаМонтейна, вызвали у меня смех. Когда что-то настолько хорошо, я частенько реагирую не совсем нормально. Я практически не мог поверить своим ушам, услышав столь невероятные нюансы придыхания в голосе. Поменяв стиль музыки на Симфонический оркестр Канзас-Сити, я вновь был поражен услышанным. Раз за разом я повторял шестой трек из Пассакалии, чтобы оценить звучание тех или иных компонентов, и понял, что прежде не слышал большей детализации или лучше передаваемых басов на своей системе. Весь трек длительностью 7:16 минут наполнен мельчайшими деталями и необычайно мощными низкими частотами. Наименее терпеливым читателям, вероятно, захочется перепрыгнуть сразу на отметку 4:25 для полутораминутного промежутка серьезной динамики, способной протестировать качество любого компонента. Не поймите меня неправильно, это не демонстрационный диск для аудиофилов. Мне просто нравится эта запись тем больше, чем чаще я ее слушаю.

На протяжении последних 4 месяцев я прослушал достаточное количество композиций. Несколько записей, проигранных с помощью Alpha USB, привлекли мое особое внимание. Альбом "One Guitar" Оттмара Либерта (Ottmar Liebert) в разрешении 24 бит/96 кГц [ссылка] может продемонстрировать настоящий звук акустической гитары без усилителя. Если бы я был гитаристом, уверен, что смог бы распознать струны и модель используемой при записи гитары просто в процессе прослушивания. К концу тестового периода я стал слушать недавно вышедший альбом "Old Ideas" Леонарда Коэна (Leonard Cohen) [ссылка] и Blue-Ray версию его альбома "Songs from the Road" [ссылка] в разрешении 24 бит/96 кГц (оба альбома записаны Дугом Сэксом (Doug Sax) и Робертом Хэдли (Robert Hadley) на студии The Mastering Lab). 77-летний баритон Леонарда обладает неповторимой текстурой на обоих альбомах, особенно на "Old Ideas". На Alpha USB эта текстура была практически осязаема. Оттенки его голоса и звуки бас-гитары ничуть не были смазаны, как это может случаться в других, менее утонченных цифровых интерфейсах. Мне казалось, будто Леонард поет прямо мне в ухо. Или же микрофон во время звукозаписи был расположен прямо напротив его гортани.

Вывод


Тише едешь - дальше будешь, и терпение всегда вознаграждается. Работа над конвертером началась в 2009 году, когда отдельных компонентов, вошедших в финальный релиз, еще не существовало. Продажи устройства начались в сентябре 2011 года. Эти долгие месяцы были заполнены такой интенсивной исследовательской и конструкторской работой, как не с каким другим аудиоустройством в категории hi-end. За это время Berkeley Audio Design успела принять участие в разработке высокоточных генераторов с невероятно низким уровнем фазового шума. Кроме того, Berkeley удалось найти золотую середину, что необходимо, когда используешь такие беспрецедентные технологии изоляции, как в случае с Alpha USB. Вся эта изоляция, высокоточное тактирование и малошумный дизайн ничего не значат без соразмерного качества звука. К счастью, Alpha USB стоил ожидания. На данный момент я не знаю лучшего цифрового конвертера. Чистота звука, воспроизводимая через данное устройство, это нечто особенное. Более того, ничто не заставит меня отказаться от тестового образца. Такой уровень исполнения и качества звука продается за сумму, с которой готов расстаться далеко не каждый. Аудиофилы, готовые потратить необходимое количество денег, несомненно, будут в восторге от Alpha USB, к какому бы источнику или ЦАПу они его не подсоединили. Alpha USB укрепил мое убеждение в том, что эталонные цифровые интерфейсы сыграют решающую роль в воплощении всего того, что может выдавать компьютерное аудио.

Описание системы:

Источники: Aurender S10, C.A.P.S. v2.0 Server, MacBook Pro, SOtM sMS-1000
ЦАПы: Berkeley Audio Design Alpha DAC Series 2, dCS Debussy
Предусилитель: Spectral Audio DMC-30SS Series 2
Усилитель: Spectral Audio DMA-260
Колонки: TAD Labs CR1 Compact Reference
Программное обеспечение Windows 7: J River Media Center 17
Программное обеспечение Mac OS X 10.7.x: Pure Music
Кабели: Spectral Audio MH-770 Ultralinear CVTerminator Series II Loudspeaker Cable, Spectral Audio MI-350 Ultralinear CVTerminator Series II Analog Interconnects (RCA), Mogami W3173 Heavy Duty AES 110 ?, MIT Oracle ZIII Power Cables, Wire World Silver Starlight USB Cable, AudioQuest Diamond USB Cable, Kimber Kable B Bus Ag USB Cable, WireWorld Ultraviolet 5 S/PDIF Coax Cable (BNC), Baaske MI-1005 Ethernet Isolator, Micro Connectors Augmented Cat6A Ethernet Cable


РР°РРµСС
Создание Интернет-магазина Hi-audio.ru - PHPShop. Все права защищены © 2004-2017.