Эксклюзивное интервью с Майклом Риттером - соучредителем и одним из инженеров компании Berkeley Audio Design





Рекомендуете ли вы использовать предусилитель с ЦАПом Berkeley Alpha DAC?


Alpha DAC Series 2 может работать как предусилитель и это лучший вариант его использования. В этот ЦАП встроен регулятор громкости очень высокого качества, а аналоговые выходные каскады позволяют использовать кабели большой длины и устраняют ультразвуковые отражения сигнала. Кроме того, все функции стандартного предусилителя: регулировка громкости, баланса, инвертирование фазы, отключение звучания и выбор входного сигнала могут регулироваться пультом от ЦАПа Berkeley Alpha.


Многие ваши конкуренты советуют использовать внешний блок питания (например, MSB Technology). Почему для вашего ЦАПа отсутствует такая возможность?


Внешний источник питания имеет свои достоинства и недостатки. Основное преимущество состоит в том, что производимое блоком питания тепло выведено за пределы корпуса. Однако кабели и разъемы, необходимые для подключения выходов блока питания к ЦАПу, могут создавать потери и шумовые помехи. В конструкции Alpha DAC Series 2 два полностью изолированных линейных источников питания объединены в одном корпусе (один для аналоговых схем, другой для цифровых) . Количество выделяемого ими тепла было рассчитано так, чтобы обеспечить равномерную температуру внутри корпуса на протяжении длительной эксплуатации. Помимо этого, для повышения шумоизоляции применяется большое количество параллельных стабилизаторов. Наша предыдущая разработка, Pacific Microsonics Model Two, действительно требовала внешнего источника питания, но она совмещала АЦП с ЦАПом и была способна выдавать аналоговый выходной сигнал на уровне +24 dBu, необходимость в котором для домашнего воспроизведения отсутствует.


Если вы считаете свой ЦАП эталонным устройством для воспроизведения музыки, что вы можете сказать о конкурентах, которые продают свою аппаратуру за $10000 и даже больше? Что такого есть в их устройствах, чего нет в вашем ЦАПе?


Некоторые из этих дорогостоящих устройств имеют косметические изыски, например, в плане дизайна корпуса, которые могут составлять 50 и более процентов от стоимости их производства. К тому же, на наш взгляд, многие из них в конструкторском плане чересчур усложнены, при этом их разработчики пренебрегают некоторыми критическими параметрами, чего сами могут не осознавать. У нас есть преимущество владения запатентованными технологиями, полученными в результате многолетних исследований и разработок, уникальных для hi-end аудио индустрии и стоивших не один миллион долларов. К примеру, используемые нами алгоритмы цифровой фильтрации являются полностью нашей разработкой. Они повышают качество воспроизведения такими способами, о которых еще не писалось в литературе и не обсуждалось где бы то ни было еще.


Стоит ли покупать Alpha DAC, если он не поддерживает DSD формат? Планируете ли вы добавить поддержку DSD в будущем?


Что касается DSD, то конструкция Alpha DAC Series 2 наилучшим образом оптимизирована для получения максимально возможного качества звука на PCM записях. Наш опыт говорит, что внесение в ЦАП модификаций с целью поддержки, в том числе, и DSD формата ухудшило бы качество воспроизведения PCM файлов. По опыту многолетних исследований и разработок можем сказать, что записи в высоком разрешении (176,4 кГц/24 бит и 192 кГц/24 бит) могут звучать значительно лучше любых DSD записей, хотя и DSD может выдавать очень приличное звучание, если запись не редактировалась и не конвертировалась из PCM. Поэтому производимые нами ЦАПы сконструированы для максимальной точности воспроизведения PCM файлов пусть даже за счет совместимости с родным DSD форматом. Более того, я могу сказать, что считаю DSD ущербным форматом, который был создан для удовлетворения маркетинговых потребностей рынка и изначально уступает по точности воспроизведения 24-битным PCM записям на частоте 192 кГц. DSD файлы не так-то просто редактировать в их родном формате, а на частотах свыше 20 кГц они производят сильный ультразвуковой шум.

Владельцы музыкальных серверов на базе Windows могут использовать программу JRiver Media Center для конвертации DSD файлов в PCM, которые, при этом, будут воспроизводиться на Alpha USB и Alpha DAC Series 2. Пользователям Mac можно посоветовать Pure Music или Audirvana Plus для конвертации файлов DSD с частотой 2,8 и 5,6 МГц в PCM. При правильном применении алгоритмов конвертации DSD записи можно конвертировать в PCM файлы высокого разрешения (88,2 кГц/24 бит или 176,4 кГц/24 бит) в компьютере практически без потери качества DSD материала, а также не ухудшая качество воспроизведения PCM файлов ЦАПом.


Позднее Майкл дал еще один комментарий по поводу DSD:

«Высокий уровень ультразвукового шума на частотах выше 20 кГц», производимый DSD ЦАПом, представляет большую проблему. В 1990-х годах, когда наша прежняя компания Pacific Microsonics вела переговоры с Sony Corporation о производстве профессионального оборудования для конвертации записей в DSD формат, мы провели всесторонний анализ этого формата и отказались от выпуска подобных устройств. Одной из причин отказа послужил очень высокий уровень ультразвукового шума, который дает цифро-аналоговое преобразование записей DSD. Шум составлял не менее 20 дБ ниже пикового уровня (0 dBFS) в интервале от 20 до 30 кГц! Хотя человек не может слышать такой шум, он оказывает серьезное воздействие на некоторые усилители мощности, в особенности модели на электронных лампах.

В Pacific Microsonics мы использовали в качестве эталонных необычайно быстрые усилители Spectral с номинальным УЗЧ-диапазоном (-3 дБ относительно максимальной мощности) в 1.5 МГц, которые чисто усиливали и пропускали ультразвуковой «мусор», возможно нагревая при этом ВЧ-громкоговорители, но не выдавая никаких слышимых шумов. Однако когда мы стали тестировать качественные вакуумные ламповые усилители, некоторые из них выдавали ощутимые искажения, а один даже начал вибрировать.

Единственный способ избавления от ультразвукового шума, присущего цифро-аналоговому преобразованию DSD, это применение фильтра низких частот для выходного аналогового сигнала, что приводит к наихудшему сценарию точности воспроизведения, эквивалентной 1-битовому PCM ЦАПу. Более подходящее решение конвертировать DSD в PCM на музыкальном ПК-сервере еще до цифро-аналогового преобразования. Таким способом НЧ-фильтрация будет выполняться качественно в цифровой области и без ухудшения качества воспроизведения PCM записей ЦАПом.

Также, когда я говорил, что «DSD непросто редактировать в родном формате», это было еще мягко сказано. Единственный возможный на сегодня способ редактировать DSD запись это сначала конвертировать ее в PCM формат и по завершению обработки конвертировать обратно в DSD. Опять же, здесь много подводных камней. Именно эта невозможность редактирования DSD записей без существенного снижения качества звука и убеждает нас в том, что у DSD нет коммерческого будущего.

Не забывайте, что DSD совсем не «новый» формат. Его разработка началась в 1990-х годах, когда компания Sony терпела убытки в 1 миллиард долларов ежегодно из-за потери лицензии на CD формат. DSD должен был стать новым стандартом, приносящим новый поток лицензионных отчислений. Однако этого не случилось из-за проблем с DSD и DRM и последующего провала носителя SACD.

Так почему же сейчас наблюдается мини-тенденция к возрождению DSD в hi-end аудио? Потому что гораздо легче создать АЦП, который не нарушал бы временную область сигнала, для DSD, чем для PCM. Таким образом, при использовании обычного DSD аналого-цифрового преобразования без редактирования (!) оригинала достигается значительно большая верность воспроизведения (если проигрывать музыку в системе с самыми лучшими усилителями мощности), чем та, к которой мы привыкли, слушая обычные CD-диски. Это прекрасное решение для аудиофилов и больших любителей музыки, но оно никогда не будет иметь большого коммерческого успеха из-за ограничений обработки DSD.

Следует отметить, что правильно спроектированный АЦП для PCM, например, Pacific Microsonics Model Two (разработанный 13 лет назад!), использующий фильтрацию временной области сигнала, может создавать записи 176.4 кГц/24 бит и 192 кГц/24 бит в таком качестве, которое превосходит лучшее, на что способен DSD, причем эти записи легко редактируются. Нам также известно это из анализа DSD формата, проведенного Pacific Microsonics. Если взять за образец живое звучание сложных симфонических произведений и хоровых, то их воспроизведение на Model Two на частоте 176.4 кГц/24 бит или 192 кГц /24 бит очень сложно отличить от живого. К такому уровню не приблизилось ни одно другое устройство.


Почему Alpha USB стоит так дорого?


Alpha USB «стоит так дорого», потому что его производство не является дешёвым. Чтобы нашу продукцию могло приобрести как можно больше людей, мы продаем ее с гораздо меньшей наценкой, чем большинство производителей hi-end аудио техники. А Alpha USB приносит нам меньше дохода, чем Alpha DAC Series 2. Конструкция Alpha USB сложнее, а используемые детали дороже, чем у конкурентов. Для примера, установленные в Alpha USB кварцевые генераторы с ультранизким фазовым шумом производятся на заказ по нашей спецификации и стоят в 15 раз больше, чем детали в устройствах конкурентов.


Вопрос про колонки. Какие колонки установлены у вас дома? Колонки какой марки вы считаете референсными? На какой системе вы тестируете своё оборудование?


Я не хотел бы отвечать подробно на этот вопрос, чтобы меня не воспринимали как человека, который хвалит одну продукцию и принижает достоинства другой. Однако, я могу сказать, что испытываю огромное уважение к другой компании из нашего города Беркли (штат Калифорния) и к ее колонкам под брендом Magico.


Считаете ли вы свой ЦАП «наилучшим из возможных»? Смогли бы вы создать более совершенное устройство в случае неограниченного финансирования? И какой чип вы бы использовали в этом случае?


Компания Berkeley Audio Design основана и управляется инженерами, увлеченными выведением искусства воспроизведения музыки на новый уровень. Мы постоянно проводим исследования, разработки никогда не прекращаются, и мы всегда стремимся к совершенству. Поэтому... Нет, Alpha DAC Series 2 не «наилучший из возможных». Мы уже думаем, как его можно улучшить. И так будет всегда со всеми нашими продуктами. Однако улучшения никогда не базируются лишь на «неограниченном финансировании» или использовании того или иного «чипа». Существует огромное множество факторов, влияющих на качество цифро-аналогового преобразования аудио сигнала, и практически любой из них можно улучшить. Ключ к усовершенствованию заключается в том, чтобы понимать, что именно это за факторы и что можно сделать для их улучшения.


Планируете ли вы в скором времени запустить в продажу третью модель ЦАПа (Series 3)? Над какими еще продуктами вы сейчас работаете? Будете ли в будущем производить CD/SACD плееры? Предусилители, усилители и т.д.?


Как я уже упоминал, мы постоянно что-нибудь исследуем и разрабатываем. Но мы никогда не выпускаем новые продукты на ежегодной основе или просто, чтобы создать видимость устаревания предыдущих моделей с целью сбыта новых. Мы выпускаем продукт, только когда считаем, что это будет настоящим улучшением. На том уровне, на котором работают наши устройства, настоящих улучшений добиться непросто. Для этого могут потребоваться компоненты, которых еще нет на рынке. Новую концепцию можно разрабатывать годами, прежде чем станет возможным ее запуск в производство. Поэтому следите за новостями, но, пожалуйста, поймите, что самый первый Alpha DAC, проданный в 2008 году, звучит великолепно и по сегодняшним меркам.

Чего мы не будем производить никогда, так это CD/SACD плееры. Диски уходят в прошлое. Многоуважаемый CD-формат, вероятно, станет музейным экспонатом в течение ближайших 10 лет. Музыка в цифровой форме будет распространяться и воспроизводиться только на различных музыкальных серверах: от портативных iPod до высококачественных аудиофильских устройств.


Что вы думаете по поводу извечной войны «лампы против транзисторов»? Какое оборудование предпочитаете вы?


Каждое из этих устройств имеет определенные достоинства, слышимые даже на заурядных моделях, равно как и недостатки. Что интересно, по моему опыту, самые лучшие ламповые и транзисторные усилители приближаются друг к другу по качеству звука, когда обеспечивают нейтральность звучания. Но такие устройства большая редкость.


Каково ваше мнение по поводу другой извечной войны: мультибитные чипы против дельта-сигма? Кого сегодня можно считать победителем?


По общепринятому мнению, «победителем» сегодня можно считать дельта-сигму, поскольку этот подход стал использоваться повсеместно. Что касается точности воспроизведения, истинный мультибитный ЦАП может выдавать отличный звук, но из-за необходимости очень точной подстройки он крайне сложен для производства. Есть определенные технологии для дельта-сигма преобразователей, которые также могут обеспечивать отличную точность воспроизведения. Мне кажется, эти два подхода почти равнозначны в плане потенциала, но слегка различаются по звуковому почерку.


USB не вечен. Планируете ли вы в будущем перейти на другие интерфейсы? Thunderbolt, Ethernet или другие? На ваш взгляд USB по-прежнему является наилучшим способом передачи музыки с компьютера?


Возможно USB и «не вечен», но он наиболее популярен и, вероятно, станет абсолютным долгожителем среди всех остальных компьютерных интерфейсов. Помните, что USB 3 обратно совместим с USB 2, и эта обратная совместимость уникальная особенность эволюции версий USB интерфейса. К тому же, USB 2 обладает отличной скоростью для передачи 2-канальных PCM записей в разрешении 192 кГц/24 бит.


Почему вы сделали ЦАП работающим непрерывно? Каковы преимущества такого дизайна? Почему вы не предусмотрели кнопку включения/отключения питания?


Alpha DAC Series 2 предназначен для работы в непрерывном режиме по двум причинам: наилучшей точности воспроизведения и максимального срока эксплуатации. При таком режиме влияние перепадов температуры на печатные платы минимизируется, а аналоговые схемы могут работать с максимальной линейностью. К тому же, циклическое воздействие тепловых нагрузок на компоненты и всплески тока во время включения оборудования значительно уменьшают срок жизни деталей. А у нас процент поломок оборудования по любым причинам среди уже произведенных ЦАПов составляет менее 2%.


Когда можно будет начать пользоваться входом BADA? В чем его назначение?


Вход BADA (сокр. от Berkeley Audio Design Alpha) нужен для зашифрованных PCM записей, а не для Ethernet. Он предназначен для обработки зашифрованного PCM сигнала с внешнего HDMI конвертера или другого подобного устройства с поддержкой DRM, который требует установки защищенного соединения с Alpha DAC. Изначально он предназначался для внешних HDMI конвертеров, которые мы пока решили не разрабатывать из-за отсутствия спроса.


Планируете ли вы поддержку частот выше 192 кГц/24 бит?


По нашему опыту, 24-битный PCM сигнал с частотой 192 кГц способен полностью передавать качество звучания записей, сделанных с использованием лучших микрофонов, без слышимого или измеримого изменения амплитуды и характеристик временной области исходного сигнала. По нашему мнению, 192 кГц/24 бит для PCM не является фактором, ограничивающим точность воспроизведения. Проблема в том, что практически все АЦПы и ЦАПы не используют возможности 192 кГц/24 бит PCM в полном объеме. В частности, большинство фильтров не лучшим образом используют преимущества 96 кГц частоты Найквиста на частоте дискретизации 192 кГц. Наибольшая битовая глубина для всех форматов, которая требуется, - это 24 бита. Но фактически нет ни одного АЦПа или ЦАПа, который выдавал бы 24 бита в плане получаемого разрешения, шума и искажений. Даже воспроизведение с разрядностью 20 или 21 бит это уже подвиг, который встретишь нечасто. И, пожалуйста, имейте в виду, что 24-разрядные компоненты, используемые в Alpha DAC Series 2, по общим характеристикам превосходят все остальные из протестированных нами, включая компоненты с более высокой разрядностью.


Как вы относитесь к винилу? Слушаете ли пластинки?


Я обожаю и всегда обожал виниловые пластинки. Именно с них началось мое увлечение музыкой в подростковом возрасте. Хорошая виниловая пластинка действительно раскрывает музыку, ведь в ней содержится огромное количество информации, слышимой даже несмотря на тот поверхностной шум, тики, щелчки и мистрекинг, которые также являются частью процесса воспроизведения. Для меня первой цифровой системой, превзошедшей достоинства винила, стал Pacific Microsonics Model Two, работающий на частотах 176,4 кГц/24 бит и 192 кГц/24 бит.


Считаете ли вы, что аналоговый звук все же лучше цифрового? CD плеер по-прежнему звучит лучше компьютера (при прочих равных)? Сравняются ли они когда-нибудь?


Ответ на первый вопрос зависит от того, что вы понимаете под словом «лучше», и имеете ли вы в виду самое лучшее, на что способен аналоговый или цифровой звук, или же то, что чаще встречается сегодня. Что касается самого лучшего из возможного на сегодняшний день, думаю, цифровой звук выигрывает, так как он способен очень близко приблизиться к качеству воспроизведения музыкального материала, записанного с использованием самых лучших микрофонов. Иногда даже бывает трудно определить, что именно ты слушаешь. Но это при использовании Pacific Microsonics Model Two на 192 кГц/24 битах. Другие цифровые источники привносят заметные артефакты, искажения, которые отсутствуют в хорошей аналоговой записи.

Что касается типичного положения дел на сегодня, аналоговый звук скорее является нишевым или аудиофильским форматом. Почти вся выпускаемая музыка распространяется либо в сжатом с потерями формате через iTunes, либо на CD с частотой 44 кГц. В обоих случаях при аналогово-цифровом преобразовании во время изготовления записи, вероятно, используется защита от наложения спектров, приводящая к искажению временного интервала сигнала и потере большей части информации, ответственной за формирование звукового пространства. Что касается противостояния CD-плеер/музыкальный ПК-сервер, если компьютер подключен к Alpha USB, то для CD игра окончена. Компьютер выигрывает с большим превосходством.


Почему музыка звучит по-разному на PC и устройствах Apple? Почему получается разный звук на разных медиа-плеерах (Foobar, JPlay, Audirvana)?


Это происходит потому, что разные приложения, даже с функцией bit-perfect воспроизведения, по-разному обрабатывают сигнал: с большими или меньшими задержками и издержками обработки. А разное «железо» привносит шум и джиттер различной интенсивности от блоков питания (включаемых/выключаемых), шумных генераторов и т.д. Поэтому мы сконструировали конвертер Alpha USB так, чтобы максимально изолировать наводки, создаваемые компьютером, и джиттер. По нашим наблюдениям, грамотно настроенный современный компьютер, будь то Mac или PC, при работе с Alpha USB может превзойти CD транспорт стоимостью $11000.


Планируете ли вы создать свой музыкальный сервер на подобии Linn Akurate / Klimax DS?


Нет, в ближайшем будущем не планируем.


Планируете ли вы сделать ЦАП с USB интерфейсом в одном корпусе? Зачем вы создали внешний интерфейс вместо того, чтобы поместить его внутрь ЦАПа? Считаете ли вы такой подход предпочтительным? Почему?


Мы намеренно не размещаем входы USB или FireWire в самом Alpha DAC, чтобы изолировать любой шум, который может привнести компьютер. Это решение было принято еще на начальных стадиях разработки Alpha DAC более 5 лет назад, хотя тогда мы еще не были уверены, будем ли использовать в будущем отдельном устройстве USB или FireWire интерфейс. ЦАП это как цифровое, так и аналоговое устройство, и для обеспечения наилучшего качества звука очень важно, чтобы электрическая среда внутри корпуса ЦАПа была максимально изолирована и не подвергалась воздействию шума. Мы считаем, что наилучший способ передачи USB сигнала на ЦАП это сначала конвертировать его в цифровой балансный AES сигнал, используя отдельное внешнее устройство, и только потом передавать этот изолированный и ресинхронизированный AES сигнал на ЦАП. Благодаря сложной схеме синхронизации, применяемой в Alpha DAC, эффективность работы генератора не снижается от использования внешнего источника AES сигнала.


Насколько хорошо звучит ваш ЦАП по сравнению с Pacific Microsonics Model Two?


Звучание Alpha DAC Series 2 напоминает звучание Pacific Microsonics Model Two больше, чем в сравнении с любым другим из существующих ЦАПов. Из-за применения различных топологий и типов модуляции (мультибитная против сигма-дельта) у них немного разные достоинства, но всё же они очень близки. Смотрите ответ на вопрос 10.


Каково будущее формата HDCD? Какими он обладает преимуществами? Будет ли он со временем пользоваться большей популярностью?


HDCD преодолевает большинство звуковых ограничений CD формата с его 44.1 кГц/16 бит, выдавая точность во временной области, близкую к 88.2 кГц, и значение амплитуды, близкое к 20-битному. Однако диски уходят в прошлое как формат распространения музыки. Через несколько лет, когда скорость Интернета достигнет нескольких гигабайт в секунду, PCM файлы в высоком разрешении (192 кГц/24 бит) можно будет скачивать за несколько секунд. Значительная часть технологий, использованных при разработке HDCD формата, также применима для создания PCM записей наилучшего качества, и, надеюсь, эти возможности будут продолжать развиваться, однако я не вижу больших перспектив роста форматов, основанных на CD.


Какую музыку вы слушаете?


Я слушаю абсолютно разную музыку: от Прокофьева до Телониуса Сфиэр Монка (современный джаз), от Моцарта до симфонической сказки "Туба Табби", от Хип-Хопа старой школы до тувинского горлового пения. И всё это мне нравится. Главное, найти действительно талантливого исполнителя.


Лучший русский композитор?


Не смогу назвать одного, самого лучшего. Назову три фамилии: Чайковский, Прокофьев и Стравинский. Эти композиторы - исключительные гении, чья музыка способна увести человека в высшие сферы. От Глинки до Шостаковича, Россия подарила миру множество композиторов огромного таланта.


Как вы предпочитаете слушать музыку: с бокалом вина, воды или виски? Что посоветуете?


Расслабленным и трезвым. Пускай музыка меня опьяняет!


Были ли вы когда-нибудь в России?


Не был, но хочу когда-нибудь приехать.


Есть ли у вас другие хобби, помимо музыки?


Треккинг (продолжительный поход с рюкзаком по местам, где транспорт не доступен). Я был в Непале и Тибете.


Если бы вы были астроном и открыли новую звезду, какое имя вы бы ей дали?


Альфа.



Большое спасибо участникам форумов Doctorhead и Soundex за заданные вопросы!



РР°РРµСС
Создание Интернет-магазина Hi-audio.ru - PHPShop. Все права защищены © 2004-2018.