Автор: Project86

Вступление

Matrix Cube достаточно функционален для столь небольшого устройства. Он оснащен целым рядом входных портов, включая Toslink, BNC (с возможностью получения коаксиального RCA входа при помощи входящего в комплект переходника), USB и аналоговый. Аналоговый вход позволяет использовать Cube в качестве обычного усилителя для наушников. Он мне очень пригодился во время тестирования: я много раз переключался между внешним и встроенным в Cube ЦАПами для удобства сравнения. Он также оказался очень полезным при проигрывании DVD-A и SACD-дисков, так как большинство плееров не выводят цифровой сигнал из-за защиты от копирования. Плеер служил мне в качестве транспорта, а Cube в качестве ЦАПа для обычных CD, а затем я использовал аналоговые выходы плеера и Cube как усилитель для дисков в высоком разрешении. Также в Matrix Cube присутствует коаксиальный выход для прямого прохождения цифрового сигнала. Если асинхронный преобразователь частоты дискретизации (ASRC) отключен, сигнал передается в исходном виде, что удобно для получения объемного звука через A/V-ресивер. Заметьте, что Cube не предназначен на роль предусилителя: аналоговые выходы работают на фиксированной громкости, которая не регулируется, поэтому к нему нужно подключать обычный предусилитель или усилитель для наушников, если, конечно, вы не используете встроенный усилитель.


На передней панели расположены простые элементы управления для выбора источника входного сигнала: оптический, коаксиальный (BNC или RCA) и USB. Рядом находится рычажок, позволяющий включать/отключать функцию повышения частоты дискретизации (ASRC). Последний переключатель с надписью Amplifier (Усилитель) позволяет подключаться к аналоговым входам внешнего источника для мониторинга. Помимо этих 3 переключателей на передней панели расположен только массивный регулятор громкости, а кнопка включения питания находится сзади. Также на лицевой панели присутствуют светодиодные индикаторы наличия питания, входного сигнала и включенного режима передискретизации (ASRC), а также гнездо для наушников диаметром 1/4 дюйма.


Внутри Cube имеет аккуратную и весьма простую компоновку. Довольно крупный экранированный тороидальный блок питания похож на тот, что используется в Mini-I. Чип C-Media CM108 служит в качестве USB-ресивера, посылающего сигналы по шине I2S на асинхронный преобразователь частоты дискретизации Texas Instruments SRC4382. Чип SRC4382 весьма функционален, так как помимо передискретизации также выполняет функцию качественного цифрового аудио ресивера. Высокоточный системный генератор тактовых импульсов, роль которого выполняет термокомпенсированный кварцевый генератор (TCXO), помогает держать под контролем джиттер в процессе передачи сигнала на превосходный цап Wolfson WM8740. Из-за ограничений чипа CM108 по USB входу принимается лишь сигнал с частотой 24 бит/48 кГц. Остальные входы поддерживают частоты до 24 бит/192 кГц. При активации функции ASRC с помощью переключателя на передней панели происходит повышение частоты входящих сигналов. Разрешение всегда повышается до 24 бит, частота дискретизации повышается в зависимости от частоты входящего сигнала: частоты 44.1 и 88.2 кГц повышаются до 176.4 кГц, частоты 48 и 96 кГц до 192 кГц. Когда модуль ASRC отключен, сигнал передается на исходной частоте. Я подключился через коаксиальный выход к своему ЦАПу Yulong D100, и дисплей Yulong подтвердил, что преобразование частоты дискретизации имеет место, как и заявлено.


Из других используемых компонентов можно отметить широко применяемый операционный усилитель Burr Brown OPA2134, служащий для преобразования «ток-напряжение» и низкочастотной фильтрации, операционный усилитель National Semiconductor LM833 для выхода на наушники, а также достаточно массивные конденсаторы Nichicon серии FMW. В устройстве задействованы только конденсаторы производства Nichicon, Wima и Jamicon. Дело в том, что Cube продолжает традицию Matrix Audio использовать продуманную схемотехнику с короткими сигнальными путями и компонентами разумного качества. Возможно, их нельзя назвать эксклюзивом hi-end класса, но они неплохи и достаточно хорошо внедрены, чтобы эффективно работать.





SRC4382 и CM108




WM8740




Wima, Nichicon и одинокий Jamicon (синего цвета)



Качество сборки

Внешний вид Cube представляет собой любопытное сочетание элегантности и механической прочности. Серебристая поверхность корпуса сразу притягивает взгляд: поначалу создается впечатление тусклого матового покрытия, но когда свет падает под определенным углом, появляется блеск. Верхняя часть корпуса с глубокой гравировкой MATRIX смотрится очень стильно. По фотографиям этого не видно, но лицевая накладка передней панели сделана из стекла с прорезями для переключателей. Это очень простое, но стильное оформление несколько противоречит бюджетной стоимости Matrix Cube.


Качество сборки и отделки моего экземпляра безупречно. Детали достаточно плотно подогнаны, зазоры имеют одинаковую ширину, элементы управления приятны на ощупь, и в целом корпус выглядит очень прочным. Разобрав и заново собрав устройство, я убедился, что все отверстия для винтов прекрасно выровнены.




Тестовая аппаратура

Для обзора Matrix Cube я использовал свою обычную тестовую аппаратуру. Источниками были плеер Rotel RDV-1092, твердотельный транспорт QLS QA350 или музыкальный сервер Dell Mini с приложением Foobar2000 в режиме WASAPI. В качестве усилителей для наушников я взял Matrix M-Stage, Maverick Audio TubeMagic A1, Creek OBH-21, Darkvoice 337SE и Musical Fidelity V-CAN. Из наушников использовались Sennheiser HD600, AKG K702, LiveWires Trips, Grado RS-1, Kenwood KH-K1000, Monster Turbine Copper Edition и JVC RX700. Для сравнения я брал другие ЦАПы, включая Audinst HUD-mx1, Yulong D100, Musical Fidelity V-DAC и Musical Fidelity M1.





Я использовал самый разнообразный музыкальный материал: от металла до народной музыки, от классики до хип-хопа и еще много всего. Большинство записей было стандартного CD-качества (16 бит/44.1 кГц) либо непосредственно на диске, либо в формате FLAC или WAV. Тем не менее, я все же прослушал несколько своих любимых композиций в высоком разрешении от HD Tracks, Chesky, Linn и 2L Records. В большинстве своем это записи в разрешении 24 бит/96 кГц, поэтому USB вход Cube не мог принимать их без понижения частоты. Преодолеть это ограничение можно двумя способами. Первый способ это вставить в цепочку Audinst HUD-mx1 для преобразования USB сигнала в оптический, который Cube прекрасно принимает в высоком разрешении. Другой способ это записать треки на DVD в формате D.A.D., что также позволяет сохранить высокое разрешение и посылать сигнал с коаксиального или оптического выхода на транспорте. Оба способа одинаково хороши, но, конечно, было бы намного удобнее, если бы USB порт Cube не имел подобного ограничения.





Я предварительно прогревал Cube несколько сотен часов, прежде чем начать его тестировать. Я не намеревался настолько затягивать этот процесс, но заболел и отсутствовал почти неделю, так что у меня не было времени на прослушивания. Из кабелей использовались мои обычные Impact Acoustics, Blue Jeans и Ethereal стандартные кабели хорошего качества.



Прослушивание

Сначала я тестировал Cube только в качестве ЦАПа, и его звучание мне сразу понравилось. У него был очень тихий фон практически с полным отсутствием шипения и цифрового шума. Он передавал ощущение реализма, которое я привык ассоциировать с более продвинутыми моделями, превосходящими Cube по стоимости. АЧХ оказалась очень хорошей на обоих концах спектра, при этом присутствовала приятная ровность без излишней скучности или аналитичности. Было очень приятно наблюдать такой баланс между музыкальностью и динамичностью без чрезмерного окрашивания, особенно в этом ценовом сегменте.


Часто, когда компания выпускает бюджетный ЦАП, его звук пытаются сделать как можно более прозрачным, но это заканчивается тем, что он звучит плоско или скучно. Слушатель обычно воспринимает это как недостаток глубоких басов или низкий коэффициент PRaT (темп, ритм, слаженность). Знаю, что нейтральный, прозрачный звук может производить великолепное впечатление, как, например, на Yulong D100, Benchmark DAC1 и т.д. Но также можно найти массу примеров, когда он оказывается слишком сухим и малопривлекательным. Это проблема не только дешевых ЦАПов: я обнаружил такой дефект на Neko Audio D100, а это совсем не бюджетный ЦАП. В любом случае, подобную ошибку легко допустить, и я рад, что именно ее Cube избежал.


С другой стороны, я не заинтересован в излишнем форсировании каких бы то ни было характеристик звука. Иногда чрезмерное окрашивание может быть хорошим выходом при ограниченном бюджете как способ прикрыть какой-то недостаток. И если мы говорим о наушниках, окрашивание может привнести интересную нотку (взять хотя бы Denon D7000, Headphile Terminator, Sennheiser IE8, Audio Technica L3000 и другие). Всё это наушники «развлекательного» класса, и у них у всех наблюдается весьма значительный подъем частотных характеристик, в основном в области НЧ. Неплохо иметь подобную фишку в наушниках, если она вам по душе, но вряд ли вы захотите перебарщивать с этим на источниках. Этого недостатка Cube также лишен.


Весь спектр прекрасно сбалансирован. Басы глубокие и впечатляющие, не просачиваются в полосу СЧ, а остаются под контролем. Впрочем, я заметил небольшой спад в самом низу спектра по сравнению с более высококлассными ЦАПами, например, Yulong D100 или Wavelength Cosine. Это становилось по-настоящему заметно только при прямом сравнении с ЦАПами более высокого класса, для своего же уровня у Cube прекрасные басы.


Что можно назвать ровными и мягкими, так это СЧ. Они передают большое количество деталей, однако это не является приоритетной задачей. Напротив, Cube кажется заточенным на более вовлекающее звучание, которое совершенно не утомляет. Так что хотя СЧ могут поначалу не выделяться и не заявлять о себе во весь голос, я получил от них большое удовольствие, особенно во время длительных прослушиваний. Эта особенность является ключевой для меня, потому что я определенно предпочитаю посидеть и послушать подольше. Некоторые модели, что поначалу кажутся отличными во время короткой демо-презентации, после длительного пользования начинают вызывать раздражение. Поэтому я считаю, что нужно поработать с устройством какое-то время, прежде чем делать серьезные выводы. Приятно сходить в магазин аудиотехники, чтобы получить 15-минутный тест-драйв, это помогает понять, хотите ли вы и дальше тестировать эту вещь. Однако сам по себе столь короткий срок недостаточен для принятия окончательного решения.


ВЧ-диапазон демонстрирует хорошие граничные частоты и создает приятное ощущение воздушности. Тарелки звучат с реалистичными переливами, но не перегибая палку. Это еще одна область, где Cube отлично выдерживает баланс между детальностью и ровностью, и результат очень впечатляет. Опять же, если сравнивать с эталонными образцами, ему не хватает совсем немного в плане разрешения и музыкального реализма, но этого следовало ожидать при такой цене. Cube ведет вас за руку большую часть пути и по дороге не допускает серьезных проступков.


Один из моих любимых аспектов это звуковая сцена Cube. Она очень просторная с хорошо обозначенной шириной и практически трехмерной глубиной. Для меня это единственная наиболее яркая характеристика продукта. Я слышал некоторые высказывания о том, что звуковая сцена Cube не имеет той огромной привлекательности, что есть в Matrix Mini-I, но возможно, так и было задумано конструкторами Cube. Подозреваю, что причиной тому может быть наличие ASRC, потому что при отключении данной опции звучание приобретает менее формальный характер. Чем бы это ни было вызвано, мне это нравится, и должен сказать, я не слышал, чтобы ЦАП в этой ценовой категории создавал столь обширную и достоверную звуковую сцену.


Что меня огорчило, так это реализация USB. Я надеялся на поддержку 24 бит/96 кГц, а не на второсортный вариант наподобие обычных USB модулей на TI PCM270x, которые многие производители добавляют в последний момент. Увидев чип C-Media CM108, я испытал небольшое разочарование. Не знаю, как CM108 выглядит в сравнении с PCM270x, но по моему прошлому и единственному опыту работы с этим чипом в Cambridge DacMagic могу сказать, что USB заметно уступал SPDIF. Рад сообщить вам, что здесь аудио с USB входа звучит точно так же, как и с других входов. Слышал из надежных источников, что то же самое можно сказать и о продуктах Valab с чипом CM108. В обоих случаях CM108 просто декодирует USB сигнал по протоколу I2S. Не могу сказать, что именно DacMagic делает иначе, что вызывает ухудшение качества звука. Возможно, это происходит на этапе конверсии I2S в SPDIF, но это лишь мои собственные догадки. Также я слышал, что CM108 производит довольно высокий уровень джиттера по сравнению с другими чипами. Если это так, то вероятно, эта проблема в Cube устраняется в процессе передискретизации, после чего сигнал с USB входа воспроизводится идентично сигналам с оптического и коаксиального входов. Точно не знаю, и если честно, я просто рад, что это хорошо работает. И, тем не менее, все же хочется поддержки 24/96.


Усилитель

До настоящего момента я описывал звучание Cube только как ЦАПа. Усилитель для наушников, как и ЦАП, не обладает эталонным качеством, но все же довольно хорош. Он отличается столь же оптимальным балансом между детальностью и музыкальностью, возможно склоняясь больше к развлекательным функциям: звучание богатое, практически без посторонних шумов, с хорошей динамикой и в целом ровным звуком, который хорошо передается практически через любые наушники. На мой взгляд, Cube особенно хорош с IEM моделями: с ними он работает даже лучше, чем с большими по размеру наушниками.


Единственными наушниками, которые плохо взаимодействовали с Cube, были Beyerdynamic DT-880/250 Ом. На мой взгляд, он не очень удачно передавал ВЧ (или, лучше сказать, не мог справиться с ними). Это были не совсем сибилянты, но что-то близкое к ним. По правде говоря, я был бы не первым, кто стал бы жаловаться на весьма резкие верха у DT-880. Я предпочитаю подключать их к ультра ровным ламповым моделям, но даже другие полупроводниковые усилители, включая Matrix M-Stage, не дают подобной резкости. Это было странно, потому что другие потенциально яркие наушники, как AKG K702 и Grado RS-1, совсем не докучали мне подобными проблемами, а напротив имели очень богатые и ровные ВЧ, от которых я получал истинное удовольствие.


В остальном встроенный усилитель отлично работал со всеми протестированными наушниками. У него хватало мощности, чтобы справляться с 300-омными Sennheiser HD600, и он звучал не менее динамично с 32-омными Grado RS-1. Он работал даже лучше встроенного усилителя Audinst HUD-mx1, за исключением взаимодействия с 600-омными моделями (для которых Cube не предназначен в отличие от mx1), и заметно превосходил Creek OBH-21. Я даже заметил, что усилитель Matrix Cube звучит лучше Musical Fidelity V-CAN, если использовать V-CAN с типовым блоком питания. При подключении блока питания V-PSU усилитель V-CAN почти перестал отличаться от Cube с большинством наушников.

Лишь в одном случае усилителю Cube удалось немного оторваться от комплекта V-CAN/V-PSU это при работе с IEM наушниками. Musical Fidelity не смог сравняться с абсолютно черным фоном Cube, а также не создавал такого многоуровневого представления музыки, на которое был способен Cube. На мой вкус, V-CAN был слишком напористым и агрессивным, тогда как Cube звучал более утонченно. К тому же, Cube был гораздо удобнее в плане регулирования громкости звука: регулятор громкости у него значительно больше по размеру и вместе с тем не столь чувствителен к малейшим прикосновениям, что дает больше точности. На V-CAN с чувствительными IEM наушниками вроде LiveWires Trips я постоянно боролся то со слишком тихим, то со слишком громким звуком, как будто передвигал регулятор громкости аж на сантиметр.


Будучи частью комбинации усилитель/ЦАП, усилитель Cube, конечно, имеет свои недостатки. Он не может конкурировать с автономным усилителем Matrix M-Stage и отстает от встроенного усилителя Yulong D100. Но при такой цене я очень доволен его работой.


Сравнения

Matrix Cube хорошо проявил себя со всеми протестированными усилителями для наушников и при этом показал достаточную степень детализации, чтобы я мог выявить отличия между бюджетными и более высококлассными усилителями. Затем я сравнил его с несколькими моделями ЦАПов, чтобы посмотреть, как он себя покажет.


Audinst HUD-mx1


Audinst один из моих любимых бюджетных USB ЦАПов. У него очень беспристрастная, прозрачная презентация. Cube более энергичен, особенно что касается низких частот, но уровень детализации у них одинаковый. Из-за этого звучание Audinst может порой казаться более выдвинутым, тогда как Cube звучит теплее и более отстраненно. Cube также превосходит Audinst по размеру звуковой сцены. Не то что бы они отличались как небо и земля, но разница все же чувствуется.


При использовании встроенных усилителей для наушников разница становится более очевидной. Audinst по умолчанию выигрывает с 600-омными наушниками типа AKG K240DF, так как Cube работает лишь с 300-омными. В остальном Audinst, хотя и неплох в силу имеющихся характеристик, не может конкурировать с усилителем Cube. Cube лучше контролирует звук, имеет более реалистичные переходы и богатое звучание, с которым Audinst не может сравняться. Возможно, это результат более мощного блока питания, установленного в Cube.


Cambridge DacMagic


Для начала должен признаться, что никогда не использовал DacMagic в своей системе. Но у меня есть друг, который от него в восторге, и я провел немало времени, слушая этот ЦАП, поэтому считаю, что достаточно знаком с его звучанием, чтобы проводить сравнения.


Не стану утверждать, что Matrix Cube не оставляет камня на камне от Cambridge DacMagic. Скажу лишь, что предпочитаю Cube по ряду причин. Во-первых, Cube удается повторить или превзойти сильные стороны DacMagic, к которым относятся детальность, звуковая сцена и воздушные ВЧ. Во-вторых, USB на Cube звучит не хуже других входов, чего по опыту нельзя сказать о DacMagic. Третье и самое важное отличие это фактор цены, особенно если принять во внимание встроенный усилитель для наушников и значительно более низкую стоимость Cube. Я не стал бы никого винить за то, что он отдает предпочтение DacMagic, но для меня Cube бесспорный победитель.


Musical Fidelity V-DAC с блоком питания V-PSU


V-DAC еще один из тех ЦАПов, что, по мнению многих, «сразил наповал» DacMagic. На мой взгляд, они схожи по качеству, но акценты у них расставлены иначе. V-DAC обладает гораздо более музыкальным звучанием. Он звучит ровнее и сильнее подчеркивает средние частоты в противовес высоким. Cube представляет собой нечто среднее, беря лучшие качества V-DAC и комбинируя их с лучшими качествами DacMagic. Нет такого компонента, в котором V-DAC превосходил бы Cube, поэтому я считаю продукт Matrix лучшим из них. Заметьте также, что я говорю о V-DAC в сочетании с обновленным блоком питания V-PSU, который, на мой взгляд, необходим для раскрытия всех его возможностей.


Musical Fidelity M1


Начну с главного и сразу скажу, что этот ЦАП стал для меня настоящим разочарованием. Я не нашел о нем много информации, так как он вышел совсем недавно, поэтому взял у своего поставщика демо-версию на тестирование. Поначалу я считал, что он звучит приемлемо для своей цены, пока не услышал комплект V-DAC/V-PSU, который по сути звучит так же, но стоит на $150 дешевле. Я не вскрывал корпус, поэтому не могу знать наверняка, но, по-моему, он звучит так, как будто Musical Fidelity просто взяла внутренности V-DAC, поставила блок питания получше, добавила балансное подключение и облекла всё это в красивый корпус, чтобы затребовать более высокую цену. Думаю, с определенной точки зрения это имеет смысл, так как V-DAC/V-PSU, хоть и звучит прилично, но его внешний вид может оттолкнуть представителей определенных слоев населения. И все же я ожидал большего апгрейда в плане звука, а Musical Fidelity, кажется, решила пойти по пути наименьшего сопротивления.


Все вышеперечисленные наблюдения касательно сравнения Cube с V-DAC применимы и к сравнению Cube с M1. Если у вас не стоит целый стеллаж равноценных устройств из M-серии Musical Fidelity и если вас не волнует внешний вид, то я не вижу причин отдавать предпочтение M1, а не Cube или компонентам той же V-серии Musical Fidelity. Мне нравились модели старой X-серии, и я уважаю V-серию за ее функционал, но не могу сказать, что пребываю в восторге от новой M-серии, и M1 не сделал ничего, что могло бы изменить ситуацию.


Заключение

Приступая к написанию обзора, я полагал, что Matrix Cube будет звучать аналогично Cambridge Audio DacMagic. Они оба используют передискретизацию, построены на одном чипе Wolfson WM8740 и имеют один и тот же USB ресивер C-Media CM108. Снова я убеждаюсь в том, что хорошая аудиоаппаратура это не просто сумма отдельных компонентов, дизайн и реализация тоже имеют громадное значение. Я уже неоднократно получал подобные напоминания и в будущем сделаю все возможное, чтобы не спешить с выводами.


На мой слух, Cube сочетает лучшие качества Cambridge Audio DacMagic и комплекта Musical Fidelity V-DAC/V-PSU. Он детален, обладает расширенным диапазоном частот на обоих концах спектра и очень ровными, неутомительными СЧ, которыми я могу наслаждаться дни напролет. К тому же, модуль усилителя для наушников удивительно хорош, и я благодарен за предусмотрительное добавление аналоговых входов. Устройство прекрасно выглядит, хорошо собрано и конкурентоспособно по цене.



РР°РРµСС
Создание Интернет-магазина Hi-audio.ru - PHPShop. Все права защищены © 2004-2017.