Автор: Юрий Волобуев


Купить Metrum Octave


Примечание: данная рецензия касается первой версии ЦАПа - mk 1.

Итак, очередной (надеюсь, не последний) испытуемый в моей системе - ЦАП Metrum Octave.

Данный аппарат содержит 8 (Octave!) чипов для преобразования сигнала, делится на два блока (во втором находится источник питания). Заметьте, что все маркировки с чипов спилены. Для цифро-аналогового преобразования в Metrum используются промышленные чипы, не предназначенные изначально для аудио. Марка чипов держится в большом секрете.

Стоит ЦАП около 700 евро. Он снабжен только самыми базовыми функциями, у него нет входа USB, только оптический и SPDIF (разъем RCA). На лицевой панели есть два тумблера (селектор каналов входного сигнала и включение/выключение) и два светодиода: красный (его назначение осталось для меня загадкой, ибо он не горит и когда музыка играет, и когда музыка молчит) и синий (индикатор питания).

В этом ЦАПе не производится оверсемплинг сигнала, нет тут и выходных усилительных каскадов в обычном понимании этого слова. Сигнал снимается прямо с выхода чипов. Внутри все крайне просто и дешево. :)

Наиболее известные обзоры на этот аппарат можно почитать здесь (на английском):

HiFiCRITIC
6moons

Первые впечатления. 

Он еще меньше, чем я ожидал, хотя, конечно, в сети доступны все данные по этому прибору, в том числе и размеры. Трансформаторы у него, наверно, с небольшой мандарин. :) Качество сборки оказалось лучше, чем мне виделось, исходя из фотографий. Ну, то есть бедненько, но чистенько. Отторжения не вызывает. К сожалению, передняя панель бывает только серебристого цвета, хотя сам корпус можно заказать и в черном цвете (это дороже). ЦАП комплектуется шнуром питания, соединительным шнуром между ЦАПом и его БП и компакт диском (я так понял, с руководством пользователя). Внизу корпусов приклеены простейшие силиконовые ножки.

Итак, я подключил ЦАП в своей системе, заодно «передернул» все разъемы и для того, чтобы сравнение было совсем суровым, вернул внешний блок питания Flatcap XS своему CD5X (CD проигрыватель компании Naim). После чего загрузил CD в плейер и спокойно удалился поужинать, чтобы дать системе немного прийти в себя после тяжкого процесса включения/выключения.

День первый.

Точнее, вечер. Итак, разделавшись со всеми вечерними хлопотами, я вернулся к своей системе. И начал я тестирование с того, что стал слушать музыку на своем CD-проигрывателе Naim CD5x (все еще продается, кстати): динамичный, легкий звук, основательный бас, выделяющийся голос певицы, слаженное исполнение. В общем-то, совершенно привычный для меня звук - да.

К прослушиванию ЦАПа, переключившись на другой вход усилителя, я приступил с изрядным скепсисом. CD-проигрыватель показал очень хороший класс воспроизведения и задал высокую планку. Но как бы то ни было, я ведь взял этот ЦАП не для того, чтобы на него любоваться (тем более, что любоваться там особо не на что). Опять Loreena McKennitt, тот же альбом, на этот раз в виде образа со Сквизбокса.

Сразу же стало заметно, что вокал немного отошел назад, и как бы слегка завуалировался, несколько поджалась динамика, исполнение как бы немного «сбилось в кучу». И еще один момент, который меня несколько насторожил в самом начале (особенно это было слышно на вокале): в момент взятия ноты слышался какой-то паразитный призвук, для себя я это явление обозвал «грязными транзиентами». Скажу сразу, чтобы не было недомолвок, причиной эффекта оказался тот факт, что ЦАП был совершенно не прогрет. Я говорю не про долговременную приработку, а о том, что он просто давно не включался в сеть, думаю, минимум неделю, и, понятное дело, совершенно остыл. 

Итак, я продолжал слушать Лорену. В первую секунду, как я уже сказал, в голову полезли мысли, что мол, да, не торт, и вообще, чудес не бывает. Но что же, запаковать его в коробку и отправить обратно владельцу с благодарностью за потраченное на меня время? Это не наш метод, тем более, что владелец был уже далеко. Эксперимент продолжить ничто не мешало. Между делом я пару раз переключился на Naim и обратно, хотя так обычно не делаю. Но в этот раз все было немного не так. В определенный момент я вдруг заметил очень привлекательный эффект: ЦАП как бы поет вместе с исполнителем, музыка льется до того гладко и естественно, что остановить композицию просто невозможно. Переключившись назад на CD-проигрыватель, я понял, что - да, хотя и плейер играет слаженно, слитно и вообще «на свои деньги» (между прочим, не такие уж маленькие: с блоком питания это примерно 4 тыс. евро), но такого яркого эффекта нет. Тут уже я полностью переключился на ЦАП и стал слушать еще внимательнее.

Я не буду расписывать сейчас все, что у меня есть сказать по данному аппарату. Ограничусь впечатлениями первого дня. После того, как я заметил вышеуказанный эффект и буркнул себе под нос что-то вроде «не, ну как поёт, как поёт, зараза, а!», заметны стали и другие вкусности этого прибора. Оказалось, что одна из самых сильных его черт – артикуляция исполнения, и в первую очередь артикуляция вокала. Вдруг совершенно отчетливо проступили все те технические нюансы, которые сразу же отделяют профессиональное пение от просто хорошего голоса: смыкание-размыкание губ, управление дыханием и т. д. и т. п. Это очень, на самом деле, тяжело описать, ведь у любого приличного аппарата все эти нюансы также слышны. Однако в моем случае все было как-то по-особенному правильно. Продолжая вслушиваться, я заметил, пожалуй, самую потрясающую черту этого аппарата, из которой (такой я сделал вывод) вытекают все его основные положительные аспекты звучания. Этот момент связан с обработкой аппаратом фронтов и затуханий сигнала. Эта обработка происходит с невероятной точностью. Что-то подобное можно услышать в самых дорогих аппаратах, с изощренными фильтрами, тщательно продуманным питанием, искусной борьбой с вибрациями и четырех-пятизначными ценниками в фунтах. Услышать это в ЦАПе за 700 евро просто не представлялось возможным. Этого в принципе не могло быть by design. :) Потому что это одна из тех черт, которые обычно создают пропасть между дорогими и дешевыми аппаратами.

Что дает такая обработка? Во-первых, более естественное на слух звучание, во-вторых, сам момент взятия ноты (а конкретно восприятие этого момента слушателем) происходит в самое-самое правильное время. Это дает просто идеальную слаженность звучания разных инструментов в композиции, четкое попадание в такт, идеальное отслеживание темпа, ритма, это дает PRaT, делает из музыки Музыку и наполняет ее жизнью. Но я отвлекся. Время выводов еще не настало. Считайте это всплеском эмоций под воздействием "вау"-фактора.

Итак, я продолжил слушать музыку. Настроение было послушать что-то нетяжелое, поэтому я переходил от Лорены к Нопфлеру, от него к Кассандре Уилсон, а далее к Бёрдону, Хэммиллу, Ронни Эрлу и везде замечал этот вовлекатор, PRaT, музыкальность – называйте как хотите. Особенно удавались системе композиции с пульсирующим, не слишком быстрым ритмом (ну, например, таким как вальс). Ага, дружок, подумал я, гляжу – твое амплуа это неторопливый, чувственный секс. 

Решив, что на сегодня хватит, я оставил на завтрашний, воскресный день сокрушительный сет-лист из Лукассена, Металлики и Dropkick Murphys, решив вывести аппарат на чистую воду. Одной хорошей Лорены, нам, знаете ли, маловато будет. С этой мыслью я поставил какой-то достаточно плотный альбом на Сквизе играть непрерывно по кругу, убрал громкость и отправился спать.

Хочу подвести некоторый итог первого дня (вечера) прослушивания. Про положительные качества этого аппарата я написал выше. Позже мы увидим, являлся ли этот эффект кратковременным, либо же имеет стойкую природу. Хотелось бы коснуться выявленных поначалу недостатков. Отмеченный выше эффект завуалированности вокала и недостаточной энергетики ушел с банальным прогревом до рабочей температуры. В момент, когда я начинал слушать, корпуса блока питания и самого ЦАПа были комнатной температуры (слегка прохладные наощупь). К середине прослушивания корпус ЦАПа стал слегка теплым, заметно отличаясь по температуре от корпуса БП. Некоторое неудовольствие вызвали слегка поджатые высокие частоты, немного нечеткий бас и меньший, в сравнении с Naim, динамический диапазон. Кроме того, еще одной особенностью данного аппарата, воспринятой мной без особого негатива, стал некий эффект, когда инструменты как бы не слишком были отделены друг от друга тембрально, то есть исполнение в целом было близко к единому монолиту, но в то же время выделить из общего «котла» какой-то отдельный инструмент не составляло труда. Детальность я бы оценил как выше средней, но ничего выдающегося. Какой-то особой «тянучести» послезвучий я не заметил, но зато эффект певучести, конечно, - это очень сильная черта, дающая необходимую цельность и общую красоту исполнения. В общем, такой, казалось бы, середнячок, если бы не... ну вы сами читали выше.

День второй.

На второй день всегда интересно слушать незнакомую аппаратуру. Мало ли что могло привидеться на первый. На человека, а следовательно на результат прослушивания, могут повлиять различные внешние факторы, которые определяют настроение и восприятие. Больше всего меня интересовал вопрос: сохранится ли это ощущение музыкальности, возникшее вчера. Ну и не лишним было так же отметить, насколько поменяется звук после почти суток непрерывной работы ЦАПа.

На этот раз испытуемого ждали более тяжелые жанры. Как я уже отмечал в своих обзорах ранее, я не слушаю очень тяжелую музыку, а следовательно, как ведет себя моя система на особо экстремальных жанрах меня особо-то и не волнует. Да у меня просто нет такой музыки в коллекции. Поэтому обычно я ограничиваюсь парой треков Металлики, Лукассеном, ну и еще по мелочи, что-нибудь вроде Апокалиптики или Сержа Танкяна. Почему-то у меня было ощущение, основанное на том, что раз система с этим ЦАПом превосходно играет джаз/блюз/обычные песенки, то на плотной музыке она, как бы это сказать, сольет.

Не тут-то было. Неожиданно я получил хлесткий, драйвовый и заводной звук. Во всяком случае, самый динамичный из всего, слышанного мной на моих Спендорах. Неожиданно оказалось, что и бас подтянулся и собрался, и ВЧ заискрились. Перкуссия всяческая вообще очень порадовала: множество оттенков звона, ясно различимые нюансы различных тарелок и т. п. Гитарные риффы с хорошей злостью звучали. Что очень порадовало, у системы был запас для хорошего «ба-бах», то есть, на фоне мощного потока саунда вполне себе здорово отслеживались внезапные динамические всплески. Оказалось, что этому ЦАПу вполне по силам секс самый различный.

Наслушавшись всякого такого мощного, я решил сменить тему и послушать другие вещи, в том числе часть вчерашнего репертуара – для контроля, так сказать. Да! Все тот же эффект: ритм, flow, проникновенность. То ли системе дала хорошего пинка тяжелая музыка, то ли сказалось то, что ЦАП был включен уже почти сутки, но изменения в звуке произошли, и эти изменения были вполне положительные. Во-первых, оформились края диапазона, как я уже сказал выше, появился и основательный бас, и искристые ВЧ. Интересно, что практически на всем материале был заметен такой эффект (он, опять же, является следствием той самой аккуратной обработки краёв сигнала). На первый взгляд система не поражает особо резкими атаками и щелчками, но в нужный момент вдруг понимаешь, что требуемый звук прозвучал вполне хлестко и достоверно. Больше всего это напоминает фотографию с зеркалки со светосильным объективом, когда нужное всегда в правильном месте в кадре и резко очерчено, а остальное уходит в довольно мягкий бэкграунд. Наиболее заметен этот эффект на ВЧ: перкуссия, верхние ноты гитары и т. п. И во-вторых, банально прибавилось детальности вообще. Тут либо мои уши «прогрелись», либо пошел процесс приработки самого аппарата, причем я думаю, что скорее второе, так как я пару раз включал для контроля музыку на CD-проигрывателе.

В общем и целом, на второй день ЦАП продемонстрировал вполне взрослый, цельный и собранный звук без каких-то явно заметных недостатков.

День третий и все последующие. Вместо заключения.

За прошедшую неделю аппарат более-менее приработался, и можно говорить об особенностях его звучания как о чем-то постоянном. Конечно, звук еще немного «плавает», но отклонения от «нормы» все менее заметны.

За это время я послушал много разной музыки, и везде получал эмоциональное, выразительное исполнение, дающее эдакое ощущение, как будто за роялем сидит очень воодушевленный пианист и раскачивается в такт музыке. Среди вещей, которые особенно запомнились, могу назвать тот самый концерт Карминьолы (Вивальди, Времена года), который уже многократно упоминался мною в различных темах. Карминьола и оркестр играют и без того экспрессивно, но в исполнении этого ЦАПа музыка просто захватывает дух.

В обзорах этого ЦАПа я часто встречал упоминание, что, мол, это самый «аналоговый» из цифровых приборов, которые слышал тот или иной обозреватель. Ну, наверно, нет, ибо ЦАП никак не может избавить цифровую запись от цифровых же артефактов, хотя, пожалуй, они действительно практически не беспокоят. Скорее всего дело в том, что, как и винил, ЦАП проделывает некий эффектный трюк, когда мозг отвлекается от факта, что слушается именно запись – это да, в этом смысле его исполнение похоже на виниловое, но с винилом вы его не спутаете.

Самыми главным достоинством этого ЦАПа я считаю его способность великолепно донести "message" композиции. Вы сразу поймете, о чем здесь играют и поют. Превосходное следование ритмическим нюансам, отслеживание темпа и общая слаженность звучания, которые дают в итоге эмоциональное, раскованное и радостное исполнение, создают вовлеченность слушателя и его сосредоточенность на главном. После таких значимых вещей формальные аудиофильские аспекты теряют свою обычную важность, хотя и в этой части аппарат с трудом можно в чем-то упрекнуть.

Из недостатков я бы отметил, во-первых, синий светодиод – это вообще за гранью добра и зла, непритязательное внешнее исполнение (вряд ли эта парочка украсит вашу стойку), бедный набор функций (нет USB, вход SPDIF только с разъемом RCA), способность воспроизводить сигнал только до 24/176 (говорят, несколько устройств из сотни все же могут играть 24/192, отбор таких приборов можно заказать за дополнительную плату), некоторые косяки в эргономике (зачем на передней панели тумблер On/Off, если сзади БП имеется кнопка включения; зачем красный светодиод, который никогда не горит?). Кстати, все эти недостатки исправлены в старшем аппарате фирмы, но и цена за полный пакет опций составляет уже сумму около 3000 евро. Так что Metrum Octave – это голая музыка, из которой убрали все лишнее, дабы втиснуться в крайне ограниченный бюджет.

Если бы я был известным аудиоэкспертом авторитетного журнала, из тех, что обозревают полтора десятка ЦАПов в течение пары дней, я бы обязательно присвоил этому аппарату какую-нибудь награду, ну, к примеру, "Best Value" или, там, хотя бы «Выбор редакции», но надеюсь, из моего текста и так понятно, что трава у голландцев совершенно правильная. 


 
Создание Интернет-магазина Hi-audio.ru - PHPShop. Все права защищены © 2004-2017.