Купить Matrix X-Sabre


Когда мне привезли этот ЦАП, я был немало удивлён: не мог себе представить, что в относительно небольшом корпусе может находиться такой тяжёлый аппарат. Действительно при компактных габаритах 205×260×48 мм он весит почти 4 кг. Причина в том, что, во-первых, корпус преобразователя изготовлен из цельной алюминиевой заготовки, в которой сделаны углубления под блоки схемы, во-вторых, ЦАП оснащён мощным тороидальным трансформатором, который тоже вносит значительный вклад в вес аппарата. Ясно, что и то, и другое положительно сказывается на его работе. И вообще, в этом ЦАПе довольно много интересного.

Китайская компания Matrix Audio существует с 2009 года, и в последнее время получила известность благодаря особому вниманию к качеству звука своих устройств. Среди постоянно растущего числа компаний, производящих аудиотехнику в КНР, далеко не все могут похвастаться такой высокой репутацией, как Matrix Audio.  ЦАП X-Sabre, выпускающийся с 2013 года и являющийся флагманом компании, стал уже весьма популярным среди любителей хорошего звука по всему миру. Нетрудно догадаться почему: из-за хорошего соотношения «цена-качество». ЦАП, выпущенный на Западе, имеющий равноценные характеристики и столь же высокое качество звука, будет стоить значительно  дороже, чем X-Sabre. Кстати, далеко не всегда добротная схема, качественные детали и высокие объективные параметры гарантируют хорошее качество работы аппарата. А вот у Matrix Audio это сложилось.

Но не будем забегать вперёд. Надо всё рассказать по порядку.

Конструкция

Итак, я открыл коробку с ЦАПом и обнаружил, что в комплекте нет кабеля питания. Такова современная тенденция – многие фирмы дают возможность покупателю самому выбрать силовой кабель, исходя из имеющихся потребностей и возможностей.

На имеющемся в комплекте диске с драйверами я увидел компоненты для программного проигрывателя foobar2000 (ASIO иDSD) с описанием их установки на компьютер-источник.

ЦАП X-Sabre имеет скромный минималистский дизайн, который подчёркивает серьёзный уровень технического устройства, несмотря на его небольшие габариты. У меня был аппарат чёрного цвета, выпускается также серебристый.


ЦАП Matrix X-Sabre


Самое время ознакомиться с техническими характеристиками устройства.

Технические характеристики ЦАПа Matrix Audio X-Sabre


Микросхема конвертера

ESS Technology ES9018 Sabre Reference 32-bit DAC
подключение – по 4 конвертера на канал

Цифровые входы:

коаксиальный: 16-24 бит / 44,1 / 48 / 88,2 / 96 / 176,4 / 192 кГц

AES/EBU: 16-24 бит / 44,1 / 48 / 88,2 / 96 / 176,4 / 192 кГц

USB: 16-32 бит / 44,1 / 48 / 88,2 / 96 / 176,4 / 192 / 352,8 / 384 кГц
DSD64 (2,8224 МГц) / DSD128 (5,6448 МГц)

Поддержка ОС:  Window XP/Vista/7/8, с драйвером                          
Mac OS X 10.6.4 и последующие версии, без драйвера

Аналоговые выходы:

выходное напряжение на выходе: RCA  2,2 В (скв.1)

выходное напряжение на выходе: XLR  6,8 В (скв.1)

частотный диапазон:  20 Гц-20 кГц (+/-0,1 дБ)

отношение сигнал/шум:  124 дБ2 
                                           127 дБ3
                        
КНИ+шум:  0,0003 % (1 кГц, 0 дБ полной шкалы)
                     0,0003 % (1 кГц, –1 дБ полной шкалы)
                     0,0003 % (1 кГц, –3 дБ полной шкалы)

переходное затухание между каналами:  –145 дБ (20 Гц)
                                                                      –143 дБ (1 кГц)
                                                                      –136 дБ (20 кГц)

Питание:

напряжение, частота:  переменное 220/110 В,  50/60 Гц
потребляемая мощность:  менее 10 Вт

Габариты:  205 x 260 x 48 мм

Масса:  3,6 кг

Примечания:    1. скв. (англ. RMS) – среднеквадратичное (значение).
2.  Некорректированное значение (англ. unweighted) при максимальном уровне сигнала (0 дБ полной шкалы, 0dBFS).
3.  Значение, корректированное по А (англ. A-weighted), при максимальном уровне сигнала (0 дБ полной шкалы, 0dBFS).
 

Надо отметить, что технические возможности по поддержке цифровых форматов высокого разрешения (ВР) и другие характеристики ЦАПа X-Sabre впечатляют.

Справа на передней панели ЦАПа расположены два тумблера: один – выключатель, второй – переключатель входов. Посередине – восемь индикаторных светодиодов, которые после включения аппарата вспыхивают один за другим. Во время работы преобразователя светится левый индикатор Lock, если частота дискретизации входного сигнала поддерживается преобразователем, и если выбран правильный вход. 


ЦАП Matrix X-Sabre


ЦАП Matrix X-Sabre


Когда подаётся сигнал ИКМ (англ. PCM), то с помощью правых пяти индикаторов можно определить частоту дискретизации сигнала. При частоте 44,1 кГц (компакт-диск) будут гореть два светодиода: PCM и 44,1K, а, например, при частоте 352,8 кГц (формат DXD) – PCM, 44,1K и X8 (как на фото сверху). Когда на вход USB подаётся сигнал DSD, то загорается второй слева светодиод с соответствующей надписью. Причём независимо от того, какие файлы DSD прослушиваются – DSD64 или DSD128, будет гореть только один индикатор, а светодиод Х2 не используется.

На задней панели − две пары аналоговых выходов (симметричные и несимметричные), три цифровых входа (USB, коаксиальные RCA и AES/EBU) и разъём кабеля питания. Отсутствует оптический вход TOSLINK, которым традиционно оборудуются ЦАПы. Однако это не слишком большая потеря для тех, кто намерен использовать преобразователь в основном для прослушивания музыки с высоким разрешением.


ЦАП Matrix X-Sabre


Конструктивно платы и детали аппарата располагается внутри углублений, выточенных внутри цельной алюминиевой заготовки. Это решение позволяет снизить помехи и вибрации, но редко используется из-за высокой цены изготовления подобной конструкции. Корпус устойчиво стоит на трёх ножках из нержавеющей стали с резиновыми антивибрационными прокладками сверху и снизу каждой ножки.


ЦАП Matrix X-Sabre

Схема собрана на трёх платах: первая обеспечивает работу передней панели управления (индикаторы, переключатель входов и выключатель), вторая – блок питания, а третья – входные интерфейсы, цифроаналоговый конвертер и аналоговые цепи.

В отдельном отсеке расположен тороидальный силовой трансформатор Noratel, имеющий три независимые вторичные обмотки для разных участков схемы. Кстати, качественные трансформаторы этой известной норвежской фирмы используются и в других устройствах Matrix Audio.

Входной USB-контроллер асинхронного типа собран на микросхеме XMOS с двумя высокоточными тактовыми генераторами для частот, кратных 44, 1 и 48 кГц. Для цифроаналогового преобразования используется одна из лучших современных микросхем ESS Sabre ES9018, в которой имеется 8 отдельных конвертеров (по 4 на канал).

Комбинация XMOS-ES9018 позволяет принимать и качественно обрабатывать сигналы ИКМ с частотой дискретизации до 384 кГц (в том числе 352,8 кГц формата DXD), а также сигналы DSD в исходном формате, не прибегая к их конвертированию в ИКМ.

Аналоговая часть, как для симметричного выхода, так и для несимметричного, собрана на высококачественных операционных усилителях TI LME49710.

Всё говорит о тщательной проработке конструкции. Использование, например, микрореле в выходных цепях позволяет избежать щелчков при включении и выключении устройства.

ЦАП Matrix X-Sabre


Звучание

Сначала − проверка работы с компакт-дисками. Сразу возникает ощущение, что слышишь больше звуков, чем обычно. Это происходит, возможно, благодаря тому, что высокие звучат очень чисто, и ощущаются более явственно. ЦАП отлично «отыграл» песню Spanish Harlem с тестового диска фирмы Chesky Records The Ultimate Demonstration Disc (CD, 1995). Эта песня в исполнении Ребекки Пиджон (Rebecca Pidgeon) специально предназначена для оценки разрешения аудиосистемы (как объявляет диктор на записи). И действительно, при проигрывании через ЦАП X-Sabre можно услышать, что музыка воспроизводится с разрешением, максимально возможным для компакт-диска. Ясно слышны нюансы звучания перкуссии,  точно воспроизводится внутренняя структура тембров фортепиано и скрипки. Я сразу проникся уважением к создателям аппарата за высокий уровень воспроизведения компакт-диска.

Следующий диск – хорошо записанный джазовый альбом Indigo4 итальянского тромбониста Джанлуки Петрелла (Gianluca Petrella) (CD, Blue Note, 2006). Это очень интересный современный джаз, который мне нравится. Музыка дерзкая и оригинальная, представляющая собой неповторимую смесь пост-бопа, электроники и авангарда, и исполняется отличными музыкантами.

Начало первой композиции Trinkle, Tinkle, авторство которой принадлежит знаменитому Телониусу Монку, как будто бы настраивает на спокойный лад. Однако внезапно картина меняется, и, вперемежку с семплами из записи самогó Монка, в мелодию врываются неожиданные, порой агрессивные, но одновременно захватывающие, пассажи тромбона Джанлуки. Надо сказать, что особенности звучания фонограммы, скомбинированной из отрывков звука фортепиано прошлого века, современной студийной записи и электронных эффектов, точно передаются при воспроизведении через ЦАП X-Sabre. И эта непростая работа по озвучиванию современной стилистики джаза с наложением разных по звучанию музыкальных фраз, которые могут неожиданно возникать в разных участках звуковой сцены и так же неожиданно исчезать, выполняется на «отлично».

Вообще, этот диск – очень любопытный. Виртуозная игра Джанлуки Петрелла на непростом для импровизаций инструменте, порой агрессивная и неуёмная, а порой лирическая и нежная (как например, в композиции Дюка Эллингтона I Got It Bad), его изобретательность и музыкальность гармонично поддерживаются другими членами ансамбля. Меня, когда я слышу эту музыку, всегда  привлекает игра на контрабасе Паолино Далла Порта (Paolino Dalla Porta) – полное звучание его инструмента, разнообразие и красота фраз. Рекомендую всем, кто ещё не знаком с искусством Джанлуки Петрелла, послушать этот и последующие его альбомы – по-моему, очень интересная музыка.

После небольшого отступления, возвращаюсь к описанию работы ЦАПа. По правде говоря, во время прослушивания компакт-дисков, у меня иногда возникало ощущение, что одновременно с хорошим разрешением аппарат звучит немного суховато и аналитически. Однако это ощущение сразу исчезло, когда я перешёл к прослушиванию форматов ВР.  Для этого я подключил коаксиальный вход RCA ЦАПа к выходу DVD-проигрывателя через преобразователь HDMI-S/PDIF. Поставил диск Джорджа Бенсона Songs and Stories (SuperDisk, Concord/Monster, 2009) и стал проигрывать его в варианте ИКМ стерео 96/24.

Ну что сказать? Прекрасная музыка и хороший звук всегда производят приятное впечатление, не так ли? Так было и в этом случае. Из мягкого, как бы немного завуалированного звучания аккомпанемента в первой песне Don’t Let Me Be Lonely Tonight неожиданно возник ясный, очень естественный голос Бенсона – как будто он стоял здесь, в комнате и пел, а ансамбль играл чуть сзади, в глубине сцены. Я отметил очень точное воспроизведение вокала в этой популярной песне Джеймса Тейлора (James Taylor).

Прекрасная аранжировка другой известной песни, Raining Night In Georgia, подчёркивалась правильным звучанием инструментов, в том числе и перкуссии, которая ясно, но не назойливо была слышна с разных сторон. ЦАП хорошо справился с воспроизведением и этой композиции.

Диск Джорджа Бенсона Songs and Stories, как и другие записи в формате SuperDisc, выполнены фирмой Concord (в сотрудничестве с компанией-производителем кабелей Monster) с особым, аудиофильским вниманием к звуку (см., например, рецензию на альбом Джорджа Бенсона и Ала Джерро Givin’ It Up). Даже одна из инструментальных мелодий на диске названа соответственно – Living in High Definition. Действительно, запись сделана с высоким разрешением. Качество записи такое, что слышно, например, как от песни к песне может меняться тембр звучания бас-гитары Маркуса Миллера (Marcus Miller). И это не просто «бум-бум», а полноценный бас – глубокий, отчётливый и вызывающий реакцию даже тела слушателя, если слушать на хорошей громкости. Редкая по качеству музыки, исполнения и звучания запись. Понятно, что, как и раньше, прослушивание этого диска Джорджа Бенсона доставило мне много приятных минут – на этот раз с помощью ЦАПа X-Sabre.

Следующая проверка, самая интересная – это работа через вход USB. Поскольку в качестве источника использовался музыкальный сервер «ПК Аудиофил IV», работающий на ОС Windows 8.1, то предварительно был установлен драйвер с прилагаемого к ЦАПу диска (версия 1.67.0, на сайте есть следующая версия 1.67.1). Установка проходит просто и не требует применения каких-то специальных приёмов. В качестве программного проигрывателя в музыкальном сервере используется JRiver Media Center, позволяющий проигрывать файлы ИКМ до 384/24 и DSD64 или DSD128. После установки драйвера в списке возможных вариантов выхода в регулировках проигрывателя появляются две строчки: X-Sabre (ASIO) и Динамики (X-Sabre) [WASAPI]. Выбор любого из этих вариантов даёт отличный звук, мне больше понравился первый.

Сначала прослушивание файлов ИКМ на 192 кГц. Среди них - песня в исполнении Клэр Мартин (Clair Martin) The Man Who Sold the World c альбома Time and Place (FLAC 192/24, Linn Records, 2014). Интересная аранжировка известной песни Дэвида Боуи 1970 года – Клэр поёт под аккомпанемент струнного квартета Montpellier Cello Quartet. Слышны тоньчайшие нюансы игры струнных и перкуссии – это действительно высокое разрешение! После прослушивания этой песни ещё раз убеждаюсь, что хороший звук создаёт дополнительное вовлечение в музыкальное произведение. Понравилось правильное воспроизведение фортепиано, что, как известно, не так легко достижимо, и является дополнительным подтверждением высокого качества звука – как звукозаписи, так и аудиосистемы. Я уже не говорю о самóм исполнении – это просто неповторимо, что сделал пианист Джо Стилго (Joe Stilgoe) в финале композиции (послушайте обязательно!).

Многие аудиофилы говорят (и я тоже придерживаюсь такого же мнения), что хорошее качество звука позволяет лучше чувствовать музыку, происходит дополнительное так называемое вовлечение, усиливается эмоциональное восприятие музыкального произведения и т. п. Другие не согласны и считают это фантазиями. Но вот послушайте, например, песню Forty-two с альбома Яна Шоу (Ian Shaw) Lifejacket (FLAC 88/24, Linn records, 2008). Прекрасный дуэт Яна Шоу и певицы Лиэн Кэрролл (Liane Carroll), проникновенная музыка и слова не могут оставить слушателя равнодушным. Когда я слушал эту песню через ЦАП X-Sabre, то отметил, что дуэт, как живой, поёт на переднем плане, как бы непосредственно передо мной (сведéние, по-видимому, сделано без дополнительной реверберации). 

Специально сразу же сравнил услышанное со звучанием этой песни в формате MP3 – небо и земля! В первом случае не оставляет равнодушным не только сама музыка, но и возможность лучше её чувствовать. В этом, возможно, в какой-то степени и заключается притягательность точного звуковоспроизведения, и, в частности, аудио высокого разрешения.

«Всеядность» ЦАПа (я имею в виду поддержку разных аудиоформатов) позволяет сравнить звучание аудиофайлов ИКМ и DSD. Это можно сделать, воспользовавшись, например, прекрасными записями норвежской фирмы 2L, некоторые из которых, кстати, доступны для бесплатного скачивания. На сайте есть музыка, которая в оригинале была записана в формате DXD (352,8 кГц/24 бит), и затем конвертирована на студии в DSD64 (2,8224 МГц) и DSD128 (5,6448 МГц).

Прослушивание записи струнного секстета П.И. Чайковского «Воспоминание о Флоренции», ре минор Op. 70, в исполнении норвежского ансамбля TrondheimSolistene (FLAC 352,8/24, DSD64, DSD128, 2L, 2012) я начал с формата DSD64. Звучание инструментов точное, но не резкое. Скрипки произвели на меня впечатление своей лёгкостью и воздушностью. Прекрасная звуковая сцена, позволяющая представить себе весь состав ансамбля, хороший динамический диапазон без которого невозможно точное воспроизведение классической музыки.

Перехожу к DSD128: музыка звучит так же хорошо, и немного лучше. Скрипки становятся более осязаемыми и реальными.

Формат DXD: звучание очень похоже на предыдущий вариант. А есть ли различия? По-моему, настолько незначительные, что я не всегда мог их точно определить. В формате DXD общее звучание как будто немного более полное. Хотя мне больше понравился формат DSD128: звук музыкальных инструментов чуть более натуральный.

Что ещё сказать? В конце прослушивания я просто «влюбился» в аппарат.

Вывод

Отличный ЦАП за реальную цену. Универсальный преобразователь для разных форматов цифровых записей. Особенно хорош при воспроизведении аудиофайлов ВР как в форматах ИКМ, так и DSD. Но также подойдёт тем, у кого есть коллекция компакт-дисков. Одна из его основных особенностей – способность раскрывать тончайшие детали музыкальной палитры, представленной в цифровом виде. Аппарат может «вытянуть» самые скрытые нюансы и интонации, и тем самым более точно передать настроение музыки. Рекомендую.

А. Кузнецов
Апрель 2015 г.

Рекомендация pcaudiophile

РР°РРµСС
Создание Интернет-магазина Hi-audio.ru - PHPShop. Все права защищены © 2004-2017.