Автор: Мирослав

Купить Yulong ADA1


С производителем электроники для звука Yulong Audio мое знакомство состоялось более пяти лет назад. Это был период времени, одновременно отмеченный двумя тектоническими процессами на рынке аудио: экспансией китайских производителей в средний ценовой сегмент и ренессансом так называемого personal audio, проще говоря, систем для наушникового воспроизведения. Лет десять назад оба явления - наушники и китайская аудиотехника за 1000 долларов - показались бы нонсенсом, но такие бренды, как Hifiman, Audio-GD, Yakin и тот же Yulong очень быстро сместили приоритеты массовых любителей качественного звучания. Заметной частью этой «наушниковой революции» стал комбайн из цифро-аналогового преобразователя и усилителя для наушников Yulong D100. Это 500-долларовое устройство первые рецензенты, совершенно не стесняясь, сравнивали с изделиями западных брендов из ценовой категории 2000+. Успех D100 был во многом повторен и приумножен D200, правда, конкуренция между «китайцами» к этому времени увеличилась в разы, а удивить публику стало сложнее.

Был (и остается) в ассортименте Yulong и один из первых на рынке доступных комбайнов с поддержкой Wi-Fi, модель U200. Правда, реализация Wi-Fi в этом устройстве не блещет элегантностью: выносной модуль подключается к единственному USB-входу. Исправить ситуацию, а заодно поднять общий уровень подобных решений в ассортименте компании призван новый комбайн ADA1. В версии с Wi-Fi это устройство уже не требует внешнего модуля, а оснащается платкой Saviaudio SA9800 и соответствующей антенной.

Кроме того, с ADA1 компания Yulong явно пробует новый подход к дизайну своих устройств.

Эргономика и дизайн

Собственно внешний вид действительно выделяет ADA1 из ряда как китайских, так и «породистых» собратьев. Лаконичный серебристый (есть и черная версия) алюминиевый параллелепипед демонстрирует внушительную толщину стенок прямо на лицевой панели: основное шасси служит еще и рамкой для «морды» устройства. Пропорции и размер подобраны очень удачно, это уже не устройство класса «мини», но еще и не стандартный стоечный 42-сантиметровый hi-fi компонент, как раз «самое оно» для рабочего стола. Кроме того, нейтральный и даже чуть-чуть архаичный внешний вид располагает к визуальной интеграции в интерьер. В Yulong это явно подчеркивают, снабжая страничку продукта фотографиями, на которых устройство гармонично выглядит рядом со стопкой книг и даже каким-то фикусом. Не станет препятствием дизайн и для сочетания с другой аппаратурой похожего формфактора.

Лицевая панель без единого механического органа управления. Даже регулировка громкости выполняется парой сенсорных кнопок. В сочетании с красноватым свечением экрана все это еще больше напоминает технику 60-х. Вот только здесь кроется и первый эргономический промах создателей. Вековая, без преувеличения, практика показала, что ничего лучше старого доброго потенциометра или энкодера, то есть «крутилки» для регулировки уровня звука не существует. Не удивлюсь, если где-то в интернете существует секта адептов кнопочной подстройки громкости, но она так хорошо законспирирована, что ее представителей не встретишь на популярных конференциях. И ладно бы кнопки были механическими, сенсор, помимо отсутствия тактильной отдачи, заставляет лишний раз протирать лицевую панель тряпочкой. Но выглядит красиво, этого не отнять.

Экранчик приятным красным свечением (в простое оно несколько меркнет, чтобы не отвлекать) информирует нас о текущем цифровом подключении, виде цифрового фильтра, громкости, режиме работы и типе принимаемого сигнала. Другими словами, абсолютно все, что необходимо. Также он дает понять, работает ЦАП с фиксированным уровнем громкости на аналоговом выходе или с переменным (режим предусилителя).

На тыловой панели можно найти стандартный уже для среднеценового устройства набор входов и выходов: пара небалансных RCA и балансных XLR-выходов, а также коаксиальный, AES-, оптический и USB-входы, а у версии с Wi-Fi еще и стандартный SMA-порт для антенны. По сути можно пожаловаться только на нехватку I2S-входа, да и то только если посмотреть на изделия Gustard, которые комплектуют этим входом даже ЦАПы такой же ценовой категории. На задней панели имеются и вентиляционные отверстия, это развязывает нам руки на случай необходимости установки нескольких устройств над или под ADA1.

К балансному выходу в режиме предусилителя (это обязательное условие, фиксированный выход может поджарить чувствительные драйверы) безопасно подключать наушники с использованием кабелей с раздельной землей. Лично проверить эту «фишку» возможности не было, но на западных форумах есть упоминание о работоспособности и даже неплохом звучании подобного варианта.

Немного о начинке

За ЦАПами Asahi Kasei Microdevices прочно закрепилась слава «наиболее аналогово звучащих дельта-сигма-преобразователей». Эту славу не преминула использовать в пресс-релизе и сама Yulong, тем более, что в основе ADA1 целых два чипа AK4490, по одному на канал (монофонический режим работы штатный для этого преобразователя). Чипы, прямо скажем, ну совсем не новые, еще сверхпопулярная звуковая карта начинающего аудиофила или звукорежиссера ESI Juli@ была построена на данном решении. Но смущать почтенный возраст решения не должен: ниша на рынке существует даже для 20-летнего чипа TDA1541, ведь в конечном итоге важно сочетание предпочтений слушателя и реализации обвязки микросхемы преобразователя. В конце концов, худшее, что может поджидать любителя решений прошлого, это отсутствие поддержки современных форматов, но здесь с этим проблем никаких: новомодный DSD (в вариациях DSD64/128) поддерживается как нативно, так и в режиме DSD over PCM, а разрядность традиционного PCM-сигнала на входе (причем на любом, от оптики до Wi-Fi и, конечно же, USB) достигает 32 бит и 384 килогерц. Обсуждение необходимости таких цифр оставим за бортом. Есть и хорошо. За питание ЦАПа и других компонент отвечают регуляторы ADP124 и ADM7150.

Встроенный тактовый генератор SA8804 обладает пикосекундной точностью и пониженным джиттером. К сожалению, проверить его работу, тактовав ЦАП от внешнего генератора возможности не было за отсутствием у меня такового.

За регулировку громкости отвечает чип от Analog Devices с 80-ю шагами и логарифмической шкалой. Чисто субъективно такое решение лучше, чем дешевый потенциометр (поскольку исключает износ и разбаланс каналов, даже легендарный Alps RK27 за 5-6 лет начинает немного шуметь), но хуже, чем прогрессивные аналоговые регуляторы на подобранных парах прецизионных резисторов.

Вместо привычных чипов XMOS или Amanero на USB-входе стоит Saviaudio SA9227. Сказать о нем что-то особенное сложно, кроме того, что чип поддерживает асинхронную передачу (иное было бы странно в не самом дешевом устройстве) и все вышеперечисленные современные форматы.

Модуль WI-Fi Saviaudio SA9800 подключается к ЦАПу по шине I2S, что позволяет избежать лишних искажений на всяческих конверсиях и (теоретически) должно приводить к bitperfect-передаче сигнала на всех этапах. Умеет этот модуль принимать как сигнал AirPlay, так и UPnP, что делает устройство совместимым с iOS, Android и любым ПК с поддержкой DLNA для беспроводного стриминга.

Усилитель для наушников в ADA1 работает, согласно заявлениям производителя, в классе А (что, если честно, несколько сомнительно для всего диапазона мощности просто ввиду размеров устройства), заявлена сборка из дискретных компонентах. Определены также выходные JFET-мосфеты с подобранным «для наибольшей музыкальности» током смещения. Разглядеть на фото платы какой-либо популярный операционный усилитель действительно не удалось. Что касается мощности, то она зависит, естественно, от сопротивления наушников и составляет 180 мВт для популярных 300-омных моделей и 1680 мВт для моделей сопротивлением 32 Ома. Строго говоря для любой динамической модели, а также почти всех планаров с чувствительностью более 85 дБ этого должно быть более чем достаточно.

В работе

Никакой особенной «пляски с бубном» для подключения ADA1 к компьютеру не требуется: MacOS «подхватывает» его без драйверов, для обладателей Windows драйвер потребуется. Работают все популярные способы вывода, включая ASIO и WASAPI. Пару дополнительных манипуляций придется сделать пользователям Foobar для вывода DSD (установить соответствующий компонент), владельцы Jriver получают всё «из коробки». Оптика и коаксиал работают без сюрпризов, правда, частоты дискретизации выше 192 кГц и разрешение выше, чем 24 бита, проверить не удалось за отсутствием источника.

Пара Android-смартфонов без труда заработали с ADA1 через OTG-кабель и USB Audio Player, iPhone 6 подружился с Yulong при помощи обычного китайского кабеля Lightning-USB, но эту дружбу в любой момент может разрушить очередное обновление iOS, так что для верности лучше всё-таки владельцам техники Apple прикупить Camera Connection Kit - единственный «легальный» способ выводить звук из айфона и айпада по цифре.

Пожалуй, интереснее всего мне была работа с WiFi. До недавнего времени единственным приемлемым по деньгам вариантом качественной беспроводной передачи звука был Apple AirPlay и точка доступа серии AirPort, к которой уже по оптике «цеплялся» нужный ЦАП, да только сигнал с качеством лучше, чем 44/16, такой интерфейс не пропускал.

ADA1 в режиме Wi-Fi может служить как точкой доступа, так и ad-hoc устройством. Стриминг с компьютера при помощи DLNA или специального плагина к Foobar проблем не доставляет, слышимый лаг не превышает 0.3-0.4 секунд. Для музыки этого достаточно, а вот для фильмов уже придется настраивать задержку в видеоплеере. При работе с ПК слышимой деградации звука в сравнении с USB практически не наблюдалось, разве что несколько страдала сцена. А вот поддержка Apple AirPlay определено требует доработки со стороны прошивки: качество звука заметно деградирует, наблюдаются пропуски и даже пропадание сигнала. Отдельно отмечу, что важен относительно чистый эфир в диапазоне 2.4 ГГц, потому что в городских тонкостенных многоэтажках, несущих сотни точек доступа радиус беспроблемной работы составляет всего пару-тройку метров, в то время как малоэтажный дом на краю города позволяет отнести ЦАП хоть на другой конец квартиры.

Еще один негативный момент связан с задержкой в 350 миллисекунд, возникающей в начале трека на старте и после принудительной остановки воспроизведения. Понятна причина этой задержки, а точнее короткого периода тишины: защита от щелчков, характерных для самой микросхемы преобразователя. Например, реализованное на том же AK4490 портативное устройство Xduoo XD-05 никакой тишины не вставляет, а просто бодро щелкает в начале трека, причем на DSD-потоке даже болезненно громко. Тут не до конца ясно, какое из этих двух зол предпочтительнее, но все же хотелось бы, чтобы производитель в следующей прошивке минимизировал период тишины, ведь он достаточно сильно отвлекает от прослушивания музыки, кроме того, ни один из прямых конкурентов на чипах ESS Sabre такой особенностью не обладает.

В остальном ADA1 ведет себя так, как и должно вести себя хорошее устройство: привлекая минимум внимания. Греется корпус довольно заметно, но это приятное, не обжигающее тепло. Счет за электроэнергию работа в классе А, конечно же, увеличивает, но это далеко не самое большое приношение Богу Качественного Аудио.

О звуке

Для прослушивания и сравнения я использовал хорошо знакомые наушники и доступные под рукой ЦАПы. Наушники в итоге оказались следующими: вкладыши Dunu Titan 1 и Ultimate Ears Tripple.Fi, открытые полноразмеры Sennheiser HD600 и HD800, HiFiMan HE-560, Philips Fidelio X2 и Grado RS-1, а также закрытые Fostex TH-X00 и NAD VISO HP50. ЦАПами и усилителями для сравнения послужили Yulong D200, Matrix mini-I Pro, Audio GD Ref 5.32 и Master 11, Schiit Bifrost Multibit и Xduoo XD-05 (с операционником Muses 8920). Дополнительно ЦАПы сравнивались на акустике Sonus Faber Liuto, подключенной через усилитель Accustic Arts Power ES.

В плане совместимости единственную серьезную проблему для ADA1 представляют изодинамические HE-560. При прослушивании классики (уровень записи которой нередко составляет -6..-12 дБ) можно легко упереться в недостаток громкости, кроме того, использование внешнего усилителя (Gustard H10 в моем случае) заметно улучшало динамику и отдачу на НЧ. В остальном же любые чувствительные полноразмерные наушники и даже IEM не представляют собой сколько-нибудь проблемной нагрузки для ADA1. Шумов даже на максимальной громкости в паузах не наблюдалось.

В первую очередь хотелось бы несколько развенчать миф об обязательной «аналоговости» звучания чипов AKM. Сравнение с мультибитными ЦАПами любой категории от плеера HiFiMan HM-603 до комбайна-монстра Audio-GD Master 11 показывает, что некий «цифровой» налет у ADA1 всё же существует. Однако у ADA1 существует значительное преимущество перед дельта-сигма-устройствами на чипах Sabre этой же весовой категории (Yulong D200 и Matrix min-I Pro), а именно то, что мне сложно назвать иначе, как «разрешение по времени». Музыка в исполнении ADA1 кажется более слитной, меньше рассыпается на звуковые атомы, чем в случае аналитично звучащих (особенно на таких наушниках, как HD800) ЦАПов на Sabre и гораздо ближе в этом отношении к мультибитным ЦАПам. При этом если детальность и теряется, то только незначительно и на самых верхах ВЧ-диапазона. Несколько сниженная детальность на ВЧ дает в качестве бонуса меньшую утомляемость.

Все сказанное ниже, если не оговорено отдельно, справедливо для работы ADA1 по основному предназначению, то есть вместе с наушниками. Однако почерк в целом очень хорошо сохранялся и при работе в качестве чистого ЦАП на внешний усилитель.

Бас у ADA1 упругий, ровный, но без агрессивного напора и немного вальяжный. Его количество можно обозначить как «среднее», например, тот же D200, особенно на басовитых TH-X00 выдает немного больше панча и отдача в целом чуть сильнее, зато в сравнении с изделием американской компании Schiit кажется, что «дер..о» просто «кастрировано» в диапазоне ниже 60 Гц. Подача в НЧ-регистре очень слитная, но при этом детализированная, эффект высокого «разрешения по времени» проявляется тут наиболее отчетливо. Это особенно удачно слышно на джазовых записях и барабанных соло, тем не менее, отработать ураганные бласт-биты тяжелых жанров рок-музыки лучше удается некоторым другим устройствам.

СЧ, тем не менее, немного доминируют над басом, поэтому устройство скорее относится к «светлой стороне силы», буквально немного отклоняясь от чистой нейтральности. Из всех побывавших у меня устройств на базе дельта-сигма-преобразователей у ADA1 наиболее натуральный и приятный вокал. Особенно вольготно себя с данным ЦАПом будут чувствовать любители женского пения. Уход в теплоту минимальный, но присутствует. Скажем, тот же Xduoo (пусть и не вполне корректно его сравнивать ввиду ценовой категории, но характер подачи схож) играет заметно теплее, а вот D200 уже нейтрально-холодное устройство.

ВЧ мне показались очень комфортными. Несмотря на определенные ограничения в их восприятии (я слышу до 17500 Гц) при прочих равных я предпочту устройство без акцента на ВЧ, а излишняя яркость аппаратов на Sabre через несколько часов прослушивания начинает утомлять. В то же время назвать контроль над ВЧ у ADA1 идеальным нельзя: если подключить к нему наушники с акцентированными и сверхдетальными ВЧ (Grado RS1), хочется получить чуть больше чистоты. Но тут следует отметить, что RS-1 вообще комфортно слушать либо на очень сбалансированных аппаратах (Master 11), либо на устройствах с несколько заваленными ВЧ. В то же время «средние» по этому параметру, но все еще очень прозрачные HD800, сочетаются с ADA1 замечательно: без искристости, но с хорошей проработкой всех послезвучий.

По шкале музыкальность-аналитичность аппарат попадает аккуратно в середину. Все еще достаточно нейтральный, но уже нескучный. Когда мне хотелось больше «вовлеченности», подключал зарекомендовавшую себя связку из HD600 и Dark Voice 336SE (на лампах RCA/Raytheon). Для критического же прослушивания вполне подходит связка из любых наушников с мониторным характером и встроенного усилителя.

Сцена и пространство строятся консервативно. Мы имеем четкие попытки вынести источники звука за пределы головы/колонок, но желания все время вертеть головой и ощущения голографичности прорисовки (как, например, у Bifrost) устройство не вызывает. Можно сказать, что здесь также есть баланс между натуральностью, вовлеченностью и «отсебятиной», причем чуть смещенный в сторону натуральности. Тембральная достоверность (ощущение верю-не-верю, когда речь идет о материалах, скажем, струн или барабанов) очень хороша для дельта-сигма-преобразователя.

Класс встроенного усилителя можно определить как довольно высокий: для легких в раскачке моделей вроде TH-X00, HP50 и Fidelio X2 преимущества от использования внешнего усилителя (Gustard H10) вообще незаметны, высокоомные (HD600/800) и особенно изодинамические модели (HE-560) уже получат дополнительную энергию и разрешение. Таким образом, для подавляющего большинства современных связок ADA1 самодостаточен, разве что вам захочется «раскачать» что-то тугое, либо добавить немного «лампового волшебства».

Влияние цифровых фильтров на звук мне показалось минимальным. Но на уровне «послышалось» фильтр slow roll-off звучит несколько приятнее.

Пару слов в заключение

Из наиболее очевидных преимуществ устройства среди ему подобных можно назвать возможность неплохо работать по Wi-Fi/DLNA с ПК, а также внешний вид для ценителей подобного дизайна. В том, что касается звука, ADA1 порадует любителя натуральной, неутомительной и детальной подачи. Лучше всего аппарат подходит для малых инструментальных составов, джаза, вокала, поп-музыки, чуть хуже для металла, агрессивной электроники или БСО. Определенные косяки эргономики (ограничения сенсорного управления, «пожирание» 0.35 секунд на старте записи, странная работа с AirPlay) не позволяют рекомендовать его безоговорочно, но заметно более «породистый» звук, чем у предыдущей среднеценовой модели Yulong D200, вполне может нивелировать эти проблемы.

Рекомендуемые товары

ЦАП + Усилитель для наушников + Предусилитель Yulong ADA1

Новинка 2016 года! ЦАП - первопроходец. Поддержка форматов PCM (до 384 kHz) и DSD64, 128 по всем входным каналам! Реализован на двух чипах AK4490 (по одному на канал). Управление при помощи тачскрин-дисплея. Усилитель для наушников класса А на дискретных компонентах.
37 500.0 p 42500.0p

РР°РРµСС
Создание Интернет-магазина Hi-audio.ru - PHPShop. Все права защищены © 2004-2017.