Matrix X-Sabre - обзор с сайта head-fi.org
25-09-2023, 14:49
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизоваться
Где-то в середине 2014 года мне позвонил сооснователь Sonore Хесус Родригес с предложением обсудить некую идею. Хесус и возглавляемая им команда пришли к выводу, что настало время подтолкнуть прогресс в сфере воспроизведения аудио на ПК. Уже на протяжении ряда лет они весьма успешно справляются с задачей производства, продажи и послепродажного обслуживания высококачественных музыкальных серверов, по праву занимающих элитную нишу. Тем не менее, они были готовы к внедрению инноваций, чтобы выйти за рамки в некоторой степени традиционного подхода. Хесус сообщил мне, что в планах его команды есть реализация очень любопытной задумки: разработать, а затем собрать железо и софт для крошечного микрокомпьютера размером с кредитную карту, специализацией которого стало бы воспроизведение звука в лучшем качестве из возможных. А затем он полушутя поинтересовался у меня: нет ли среди моих знакомых состоятельного парня, который пожелал бы взять на себя финансирование этого дерзкого проекта. К концу нашей довольно продолжительной беседы я сделал для себя вывод, что речь идет о ещё одной идее, которой не суждено быть претворенной в жизнь. Не мог её потянуть финансово пусть и талантливый, но небогатый производитель.
Теперь включаем ускоренную перемотку и оказываемся в 2015 году. Да, да, именно летом 2015-го я получил от Хесуса электронное сообщение, в теме которого было указано: «Рабочее название - Toaster». К письму были прикреплены схемы опытных образцов под номерами 1, 2, 3. В тот момент, когда я читал письмо, они уже были в производстве. Сказать, что я был приятно удивлен, это значит ничего не сказать. Команде, возглавляемой Хесусом, удалось реализовать начальную фазу проекта проектирования устройства. Честно сказать, я не особенно был уверен в успехе их предприятия. Но для меня было необыкновенно волнительно наблюдать за всеми стадиями создания принципиально нового продукта.
Полагаю у внимательного читателя, сопоставившего все факты, уже появился вопрос: а что, собственно, происходило с середины 2014 до середины 2015 и завершилось только к концу апреля 2016? Любой человек, имеющий представление о всех этапах процесса разработки и выведения на рынок высокотехнологичного оборудования, может подтвердить, что разработчики сталкиваются с таким количеством испытаний и превратностей, какое простому среднестатистическому потребителю сложно себе представить. Трудности встречаются на каждом этапе: проектировки устройства, последующего изготовления опытного образца и разработки программного обеспечения. И, наконец, дело доходит до завершающего этапа тестирования готового продукта. Не забываем о не менее важном предварительном этапе изыскания средств для финансирования проекта. Но не будем отклоняться от темы, отложим эту занимательную историю до следующего раза. Самым важным является то, что усилия, затраченные Родригесом и его коллегами, позволили им 28 апреля 2016 года представить широкой публике долгожданный, разработанный с учетом специфических нужд аудиофилов микрокомпьютер Sonore microRendu. Он был создан с одной единственной целью: воспроизводить аудио по USB в беспрецедентно высоком качестве.
Прежде чем с головой погрузиться в рассмотрение спецификации microRendu, мне бы хотелось немного рассказать о тех, кто приложил руку к процессу трансформации идеи в конечный продукт. Согласитесь, очень интересно понять что это за люди. Собственно, microRendu явился плодом коллективной работы Sonore, Small Green Computer и JS Electronics. Все три партнера с большим энтузиазмом и усердием занимаются разработкой высококачественного компьютерного аудио на протяжении многих лет.
Можно с уверенностью сказать, что в аудиофильских кругах продукция марки Sonore прекрасно известна: музыкальные серверы, цифровой источник Signature Rendu и т. д. Пожалуй, не менее известно детище владельца Small Green Computer, Эндрю Джиллиса, линукс-сервер Vortexbox.
В то же время от внимания большинства людей ускользнуло одно немаловажное обстоятельство. Речь идет о том, что Хесус из Sonore и Эндрю из Small Green Computer работали, не покладая рук, с другими программистами, не афишируя при этом свою деятельность, с одной-единственной целью: улучшить и без того высокое качество воспроизведения звуковых файлов при использовании операционной системы Linux. Оба энтузиаста работали не один год, медленно и с трудом продвигаясь к заветной цели, опираясь на свои далеко небезразмерные ресурсы. И им удалось привлечь к делу отдельных разработчиков и даже несколько групп из разных уголков мира, которые помогли им модернизировать, адаптировать и улучшить пакеты программ на базе Linux. Именно благодаря Хесусу и Эндрю были внедрены многочисленные улучшения в сфере UPnP, DLNA, LMS, MPD и воспроизведения DSD. При этом они скромно остались стоять в стороне, не стремясь получить заслуженное признание как от несчетного количества фирм, так и от непосредственных пользователей по всему миру. А ведь выиграли в итоге и те, и другие.
Теперь дошла очередь до Джона Свенсона, известного в широких кругах как «мистер Спец». Если вам вдруг захочется самоуничижиться и почувствовать себя глупым и необразованным, предложите ему пообедать вместе с вами. У меня была такая возможность во время мероприятия Rocky Mountain Audiofest в 2015 году. Я расстался с ним с мыслью, что он один из умнейших людей, встреченных мною в жизни, и самый большой поклонник творчества Шекспира из всех моих знакомых. Более того, могу с уверенностью сказать, что он один из самых славных парней, с которыми я имел дело. Джон занимается проектированием и конструированием аудиокомпонентов на протяжении уже нескольких десятков лет. А начинал он с 4-битного ЦАПа. Приблизительно в 2000 году Джон стал скрупулезно разбираться со всем, что связано с компьютерным аудио, звуковыми картами, USB ЦАПами и системами на основе Linux. Он разработал ряд замечательных продуктов. Среди самых свежих можно назвать линейный источник питания UpTone Audio JS-2 и регенератор USB-сигнала USB REGEN. Свыше тридцати лет Джон проработал в очень крупной компании, специализирующейся на производстве полупроводниковых устройств. Он разрабатывал электронные схемы для интегральных схем, используемых в многочисленных устройствах, без которых практически невозможно представить жизнь современного человека. Ясно без слов, что внутренние схемы этих чипов руководят работой остальных компонентов. Уж поверьте мне, все значительнее сложнее, чем кажется из объяснения неспециалиста. Просто поймите, что Джон владеет такой информацией, которая нам и не снилась!
И вот все трое собираются вместе, объединенные одной общей идеей: создать Sonore microRendu. Грубо говоря, Эндрю разработал софт, Джон - железо, а Хесус руководил проектом и осуществлял контроль качества. Конечно, все не так просто и все детали сотрудничества трудно описать вкратце, но суть передана точно.
Конечно, верным будет утверждение, что microRendu это компьютер или микрокомпьютер. Но, в то же время, такое объяснение может отчасти ввести в заблуждение, которое в конечном счете приведет вас к ошибочной категоризации. Людям вообще нравится классифицировать и группировать вещи и определения. Так они становятся понятнее. Такова природа человека. Тем не менее этот подход не совсем приемлем в отношении microRendu. Следуя его логике, необходимо поместить microRendu в ту же самую категорию, в которой располагаются компьютеры, в том числе Mac, или музыкальные серверы. Однако, для microRendu надо создать особую категорию, ведь в мире электроники он стоит особняком. Конечно, среди его компонентов есть CPU, RAM, USB, Ethernet и т. д., но на этом сходство заканчивается. MicroRendu это комбинация аппаратных и программных средств, специально разработанных для того, чтобы слаженно трудиться на благо общей цели: передавать на ЦАП максимально качественный аудио сигнал. Достигается она при помощи обработки и предельно возможного снижения уровня шумов во время приема аудио через Ethernet с последующим его выводом через USB. Всё это ради звука самого высокого качества. О том, как этого удается добиться, приглашаем подробно ознакомиться ниже.
Для начала рассмотрим проблему сверху. Положите ломтики хлеба в прорези тостера, опустите рычаг загрузки хлеба, подождите и - оп-па, принимайте готовые поджаренные тосты. Принцип работы тостеров проще простого, а служат они своим хозяевам безотказно. Собственно благодаря своим аналогичным качествам microRendu и получил рабочее название «Тостер». Название было выбрано отнюдь не для «красного словца». Его действительно создавали, ориентируясь на простоту принципа работы упомянутого нехитрого кухонного прибора. Подключился к сети, включил воспроизведение и услышал музыку. По крайней мере такова была задумка. И, основываясь на личном опыте всестороннего тестирования, могу с уверенностью подтвердить, что microRendu действительно является легко настраиваемым тостером в мире компьютерного аудио.
У microRendu имеется один Ethernet вход и один USB аудио выход. Установка заключается в подключении устройства к вашей сети, USB ЦАПу (или к асинхронному конвертеру, такому как, например, Berkeley Alpha USB). Далее подключаем питание (вопрос электропитания также рассмотрен ниже). Конфигурация, которую условно назовем «растяжкой» (по аналогии с растяжкой пальцев перед началом игры на музыкальных инструментах), осуществляется через веб-браузер. Можно выбрать один из, ни много ни мало, пяти режимов работы. Есть и другие опции, которые могут быть востребованы в соответствии с желаемым сценарием использования устройства владельцем. Однако по большей части оно работает не сложнее тостера.
Смею предположить, что у некоторых читателей может возникнуть резонный вопрос: зачем ему вообще microRendu? Любопытный читатель также может поинтересоваться вариантами его использования. Я с пониманием отношусь к такого рода вопросам. Такие же частенько задавались сразу после выхода на рынок USB ЦАПов. Люди, бывало, спрашивали: «Зачем использовать компьютер? Разве для этого не подойдет мой CD/SACD плеер?» Ответить можно так: конечно, не стоит ломать стереотипы, если вам так удобнее. Нельзя поставить microRendu в один ряд с едой и водой, говоря о базовых потребностях человека. Тем не менее, я уверен, что большинство людей, читающих эти строки, не просто захотят, а очень захотят иметь у себя microRendu. Предлагаю вашему вниманию пять различный ситуаций, когда он действительно заблистает.
1. Простота в сочетании с качеством звука. Отмечу, что нечасто эти две характеристики идут рука об руку. А вот microRendu удалось их объединить. В последнее время люди в основном используют сетевые хранилища (NAS) для хранения нескольких терабайт музыки и музыкальный сервер, в том числе Mac Mini, ПК, CAPS (Computer Audiophile Pocket Server, в вольном переводе «компьютерный карманный сервер аудиофила»), соединенный с остальной аудиосистемой при помощи USB кабеля. Управление зачастую осуществляется при помощи устройств, оснащенных операционными системами iOS или Android. Включив в эту цепочку microRendu, можно полностью отказаться от использования музыкального сервера. Это происходит за счет упрощения цепочки из сетевого оборудования и позволяет избежать установки «дополнительного» компьютера вкупе со всеми аксессуарами, и соответственно, всех связанных с ними финансовых затрат. В новом виде воспроизводимая музыка будет проходить по простому маршруту: от NAS к microRendu и далее к ЦАПу. Управлять воспроизведением можно будет при помощи устройств, оснащенных операционными системами iOS или Android.
2. Значительное количество аудиофилов были бы не против удалить компьютер из того помещения, где они слушают музыку. И совершенно неважно, мешает ли им шум работающего компьютера или они просто не хотят, чтобы он находился в комнате для прослушивания. Это к делу не относится. Не по нраву им это и точка. В то же время они не хотят лишаться всех возможностей, которые дарит своим владельцам музыкальный сервер. Так вот microRendu фактически принимает на себя функции последнего. И, хотя, он, по сути дела, является еще одним компьютером, все же более уместно рассматривать его как аудиофильское оборудование. Раз установив его, можно забыть о последующем техническом обслуживании. Предлагаю рассмотреть один пример. Предположим, у одного аудиофила на стойке с аудиокомпонентами расположился музыкальный сервер с несколькими терабайтами музыки, подключенный к USB ЦАПу. Допустим, что он использует плеер JRiver Media Center или, возможно, Roon, а управление осуществляется при помощи устройств с операционными системами iOS или Android. Такой музыкальный сервер можно разместить в любой комнате, только не в той, в которой планируется слушать музыку. Лишь бы было подключение к сети и тогда сервер отправит аудиофайл на microRendu. Один и тот же Ethernet вход, один и тот же USB выход, но при этом «компьютер» вынесен за пределы аудиокомнаты, и я готов поспорить с кем угодно, что качество звука станет существенно выше.
3. Многие аудиофилы пользуются аппаратурой, на которой имеются входы AES, S/PDIF или USB, а они бы были не против иметь возможность принимать потоковое аудио через сеть Ethernet, располагая соответствующим интерфейсом. Полагаю, что очень немногие из них поспешат в магазины HiFi техники, чтобы встать в очередь за этой желанной функциональной возможностью, раз уж они уже давно шагают по дороге под названием «без сетевой привязки». Могу привести здесь два аргумента, объясняющие такое их поведение. Во-первых, это стоимость замены одного или нескольких компонентов системы ради получения Ethernet интерфейса. И, во-вторых, то обстоятельство, что им, возможно, придется перейти на использование изделия более низкого качества только ради получения возможности подключения к сети. И как раз в этот момент наступает пора microRendu выйти на сцену. Достаточно подключить его к USB ЦАПу или цифро-цифровому конвертеру и тотчас у аудиосистемы появится возможность соединения с сетью. Особенно радует то, что благодаря ему нет необходимости менять свой любимый ЦАП на другой более низкого качества или более дорогостоящий. Зачем, если microRendu может обеспечить всем, что нужно?
4. Высококачественное многозонное аудио. Использование нескольких microRendu, подключенных к любому количеству USB аудиоустройств, которые находятся в разных помещениях одного дома это замечательная возможность добиться высочайшего разрешения от практически любой системы. Запустить потоковую трансляцию материала высокого разрешения 24 бит/192 кГц или в аудиоформате DSD256 на одном и том же или на разных microRendu не составит никаких трудностей. Для выбора музыкальных файлов и управления трансляцией в каждом из помещений вполне подойдут Roon или JRemote. Вот и все! Теперь можно не отвлекаться от прослушивания.
5. Аудиофилы всегда хотят, чтобы их системы звучали как можно лучше. Полагаю, что microRendu мог бы стать оптимальным выбором и в этом случае. К этому выводу я пришел после тестирования его функциональных возможностей и по результатам многочисленных прослушиваний. Признаться, никогда прежде в стенах моей комнаты не раздавались звуки прекраснее. Никакое другое устройство (ни сервер, ни стример) не давали такого качества звука, как microRendu. Но всему свое время. Подробнее об этом далее. Те же, кто стремится к лучшему, просто обязаны устроить тест-драйв microRendu.
Разработка аппаратных средств microRendu была отнюдь непростой задачей. У Джона Свенсона ушло больше года на то, чтобы довести их до нужного состояния. Новые и новые платы изготовлялись с добавлением незначительных корректировок, преследующих единственную цель: дожать те немногие граммы, которые отделяют показатели производительности от идеальных. Что интересно, однажды Хесус решительно отверг целую партию только что изготовленных плат из-за желания внести одну единственную модификацию. И произошло это, когда дата запуска продаж была уже не за горами. Изменение, о котором идет речь, можно было внести в уже существовавшие на тот момент платы, так сказать, задним числом. Но именно у этой команды разработчиков был один пунктик. И звался он "стремление к совершенству"! В итоге «серийные» платы пошли в лес, а их поставщики получили еще один заказ.
Не вдаваясь в подробности, скажем, что microRendu состоит из крошечного процессорного модуля, который непосредственно соединен с платой-носителем. Помимо двухъядерного процессора i.MX6 на этом модуле располагается оперативная память. Соединен он с платой-носителем при помощи двух 80-контактных разъемов. Именно благодаря заложенному в microRendu тандему платы-носителя и специально написанного программного обеспечения этот стример покидает ряды мальчиков и уверенно занимает положение мужа, становясь самым настоящим аудиофильским агрегатом.
На плате-носителе располагаются регуляторы напряжения, USB-порт и Ethernet-порт. Начнем знакомство со входа Ethernet, а потом доберемся и до USB выхода. MicroRendu оснащен 10/100/1000 Гбит/с Ethernet-интерфейсом, возможности которого снижены до 470 Мбит/с из-за внутренней шины i.MX6. Аудиофилу нет нужды беспокоиться о таком «ограничении». Ведь показатель 470 Мбит/с подразумевает передачу нескольких сотен мегабит в секунду, а это более чем необходимо для того, чтобы воспроизводить аудиофайлы в самом высоком из возможных разрешений. Входящий сигнал подвергается в MicroRendu максимальной изоляции и очищению, происходит также подавление электромагнитных помех отчасти благодаря основательной адаптации подачи питания из сети. Используемые регуляторы имеют чрезвычайно высокий коэффициент подавления пульсаций питания (PSSR). Такой коэффициент используют, чтобы продемонстрировать уровень устраняемого шума от источника питания. Читатели, которые знают об имеющихся в свободной продаже на рынке материнских платах, созданных с одной целью - минимизировать их стоимость, без особого труда смогут заметить колоссальную разницу между ними и платой, используемой в microRendu. Происходит это потому, что создатели дешевых плат не заботятся о достаточной изоляции между источником тока для Ethernet-входа и USB. Полагаю, что именно своей серьезной конструкции microRendu обязан такими свойствами, как помехоустойчивость и низкая чувствительность. Как я не старался, изощряясь в проверке звука, экспериментируя с Ethernet-входом устройства, качество звука оставалось на отличном уровне (самый жесткий тест был с использованием кабелей с экраном из металлической ленты CAT7, которые способны нарушить гальваническую развязку Ethernet).
На плате-носителе установлен импульсный генератор с очень низким уровнем джиттера, который питает чип хаба и систему фазовой автоподстройки частоты, а также установлена система тактовой синхронизации для USB-подсистемы. Другой внутрипроцессорный генератор отвечает за работу процессора и памяти. И тут настает долгожданный миг выхода на сцену программного обеспечения, изготовленного по индивидуальным требованиям. Команде разработчиков удалось отключить внутреннюю генераторную схему процессорного модуля и синхронизировать чип извне, то есть с помощью более мощных генераторов, размещенных на плате-носителе. Ориентируясь на такой же принцип синхронизации внешнего ЦАПа, разработчики Sonore заменили генератор синхронизирующих импульсов в схеме фазовой синхронизации на внешний генератор тактовых импульсов, то есть на тот, который работает с главным тактовым генератором с низким уровнем джиттера.
У microRendu отмечается чрезвычайно низкий уровень фонового шума отчасти благодаря его конструкции и использованию линейных регуляторов, но нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что все компоненты, не имеющие отношения к воспроизведению аудио, были либо исключены из конструкции, либо отключены. Устройство содержит много процессорных схем, генерирующих шум, но они не только не используются, но просто-напросто все отключены.
Не менее уникален и USB-выход с microRendu. Впрочем, как и все компоненты, располагающиеся на плате-носителе. Большинство, если не сказать все, рядовые материнские платы снабжены чрезвычайно шумными преобразователями постоянного тока и импульсными регуляторами. Таким образом, несмотря на то, что с внешней стороны могут использоваться отнюдь недешевые линейные источники питания, электрическому сигналу приходится проходить через мусорную полосу препятствий на своем пути к USB-выходу, подающему сигнал на USB ЦАП. С microRendu всё по-другому. Входящий ток проходит через линейный регулятор по пути к USB-порту и дальше на USB ЦАП. Такой прямой маршрут не оставляет импульсным регуляторам ни одного шанса встать на его пути.
Кроме того, проектное решение архитектуры USB позволяет microRendu вырабатывать принципиально новый цифровой USB сигнал на выходе и делает его высоко оптимизированным с точки зрения целостности сигнала и согласования сопротивлений. Здесь уместно процитировать слова Джона Свенсона, разработавшего и microRendu, и USB REGEN: «Заявляю, что цепь в microRendu, по сути дела, та же, что и в REGEN. Так что необходимость добавлять внешний REGEN между ним и ЦАПом отпадает».
Для работы microRendu потребуется напряжение 6-9 V. Приблизительно на двадцать пятой секунде загрузки сила тока достигает пика 0,4 А. В режиме воспроизведения этот показатель равен 0,2 А. При использовании фирменного источника питания на 7 V, любезно предоставленного Sonore для этого обзора, аппарат потреблял 1,4 Вт в режиме воспроизведения.
Одним из преимуществ конструкции microRendu является возможность использования разных отдельных источников питания. Индивидуальные блоки питания получают соответствующие схемы стабилизации для своей работы.
И еще один нюанс схемотехники. Одной из первых деталей, на которую я обратил внимание, распаковав полученный аппарат, была вставленная карта памяти micro-SD. Без нее не обойтись, так как на нее загружена операционная система устройства. До этого случая я полагал, что хранить ОС на флеш-памяти (eMMC, встраиваемой мультимедийной карте памяти) или NVRAM, энергонезависимой памяти с произвольным доступом, было бы лучше и правильнее. Так что это к лучшему, что меня не было среди разработчиков, ведь моя уверенность развеялась, как дым. Как утверждает Джон Свенсон: «У микропроцессора i.MX6 есть три подсистемы оперативной памяти: DDR3 (синхронная динамическая память с произвольным доступом и удвоенной скоростью передачи данных, третьего поколения), предназначенная для использования в качестве оперативной памяти; очень маленькая, незатейливая и маломощная подсистема на карте памяти SD, а также универсальная, используемая для всего прочего, подсистема памяти. Причем последнюю мы используем для NVRAM, чипов флэш-памяти и тому подобного. Это очень крупная и сложная система, сконструированная таким образом, чтобы она могла работать максимально быстро. Для функционирования ей требуется большое количество энергии и во время работы она вырабатывает значительное количество шумовых помех в микропроцессоре».
Микроконтроллер SD-карты работает медленно, потребляет незначительное количество энергии и создает очень мало шума, и, кроме всего прочего, у него имеются собственные коннекторы для передачи питания, что снижает уровень шумовых помех еще сильнее. Имеются, конечно, и такие решения, как, например, твердотельный накопитель SSD, но для взаимодействия с ним необходимы энергоемкие шины (SATA, PCIE и т.д.).
С точки зрения надежности мне на практике удалось выяснить, что использование встроенной флэш-памяти или NVRAM является действительно менее удобным. На протяжении нескольких лет я смог поработать с несколькими платами, на которые были установлены чипы, имеющие встроенную флеш-память. Так вот ответственно заявляю, что проблемы с ними случались чаще, чем с теми, которые запускались прямо с SD карты. Думается мне, что это как-то связано с тем, в каком именно месте располагается контроллер. Всё просто. Если мы рассмотрим конструкцию SD карты, то заметим, что контроллер со встроенным в него интерфейсом внешней флеш-памяти располагается непосредственно на ней. Следовательно программному обеспечению нет до него никакого дела. Недорогие флеш-чипы, которые используются в сборке этих систем, как правило, не имеют встроенного контроллера. Именно поэтому им необходима ОС для взаимодействия с компонентами, являющимися характерными для флеш-памяти. Для этой цели у Linux есть некая хорошая программа, но необходимо иметь в виду, что если что-то произойдет с ядром ОС во время работы, то флеш практически невозможно выйти из этой ситуации целой. Была у меня одна плата, на которой флеш в случае отключения питания во время загрузки гарантированно выходила из строя.
SD карта очень просто вставляется в microRendu и располагается там без необходимости вмешательства со стороны пользователя. Если же, по каким-либо причинам, ОС выходит из строя или возникает проблема с самим устройством, то новую SD карту можно запросто установить в слот. Мне такой сценарий нравится намного больше, чем пересылка девайса в Sonore, чтобы его там перепрошили. Такое невеселое развитие событий возможно при использовании твердотельной памяти.
Как только стало известно о предстоящем появлении microRendu, он стал очень популярной темой для обсуждения на площадке аудиофильского сообщества Computer Audiophile. А с момента его выпуска на рынок он вошел в топ вопросов, интересующих пользователей hi-end по всему миру. Это изделие заставило многих производителей высококлассной техники беспокоиться, и не зря. Само устройство стоит 640 $, да еще за блок питания потребуется заплатить чуть больше 50 $. И при этом он обходит по характеристикам намного более дорогостоящие продукты, представленные на рынке. Первая партия mR разошлась практически мгновенно. Да и вторая уже на исходе. Судя по всему, этот крошечный по размерам продукт от крошечной компании на сегодня является настоящей сенсацией в мире HiFi.
Работой microRendu управляет операционная система Sonicorbiter. Она явилась плодом сотрудничества Sonore и Small Green Computer. Возможно, многим читателям будет удивительно узнать, что Хесус и Эндрю из SGC потратили не один год на разработку компонентов этой ОС. Тем не менее, это так! Не создаются операционные системы запросто: на выходных посидел и готово. Не бывает такого! Один разговор, если бы на рынке продавали один или два ЦАПа и существовала одна-единственная частота сэмплирования ИКМ (PCM). И совсем по-другому видится ситуация, когда мы оцениваем современное состояние рынка, на котором представлены форматы PCM, DSD, вовсю используется передискретизация, а также бессчетное количество USB ЦАПов. В этом случае создание успешной ОС займет не один год тонкой настройки.
Базой для Sonicorbiter является Fedora Linux. Необходимо отметить, что для работы эта операционная система использует несколько проектов с открытым исходным кодом, которые дополняет закрытый код от Sonore. Бесспорно Sonore пользуется плодами труда сообщества разработчиков открытого ПО, но, не забываем, что Хесус и Эндрю тоже являются равноправными членами этого сообщества, которые вносят свой вклад в улучшение существующего ПО. Так что и другим производителям будет от этого польза. Sonicorbiter нельзя приобрести как самостоятельный продукт. Она доступна только в аппаратной оболочке microRendu и Sonicorbiter SE. Не считая этой информации, конечному пользователю нет совершенно никакой необходимости задумываться об ОС или Linux. Управлять устройством не сложнее тостера: подключил к сети, нажал «Play» и поехали.
Рискну показаться занудой, вдающимся в подробности, и кратко перечислю режимы вывода, доступные на microRendu с помощью программы Sonicorbiter. Большая часть этой информации уже выложена на официальном сайте Sonore microRendu.
После подключения microRendu к своей сети, пользователь может просто зайти на сайт sonicorbiter.com и увидеть mR и другие продукты Sonore / SGC в сети. Ему нет никакой необходимости знать IP-адрес или название, да вообще, ничего о microRendu. Сайт и так предоставит пользователю все, что ему необходимо. Зайдя в административный интерфейс microRendu, среди множества опций вы найдете возможность переключения режимов вывода. Владелец устройства имеет возможность выбора из нескольких вариантов передачи звука. Вот список доступных режимов:
Признаться, я не фанат Squeezelite или AirPlay / ShairPort, поэтому я пропущу их и не буду рассматривать в этой рецензии. Во время тестирования я по большей части пользовался режимом RoonReady output. Более того, в мои планы входят дальнейшие эксперименты с этим подключением до тех пор, пока Sonore не затребует любезно предоставленный ею microRendu назад. Если это произойдет, тогда я тут же приобрету устройство себе. Во время тестирования я попробовал использовать mR в трех вариантах: в качестве NAA (Network Audio Adapter сетевого аудиоадаптера), DLNA-рендерера и плеера MPD.
Пользоваться mR с Roon однозначно просто. Как оказалось, девайс входит в кагорту устройств, совместимых с Roon и может смело называться RoonReady. Применение mR в качестве DLNA-ренедерера, в общем-то, не сложнее, поскольку выяснилось, что он вполне вписывается в сферу интересов таких медиацентров, как, например, JRiver Media Center. Много лет назад я пользовался планшетом MPaD для управления MPD и тогда меня это вполне устраивало. В современных же условиях эта опция, на мой взгляд, представляется довольно примитивной. Тем не менее, я в курсе, что многие аудиофилы являются большими её поклонниками и я могу заверить их, что она со своей задачей справляется на отлично. Те же, кто еще не освоил этот режим воспроизведения звука, вполне могут использовать microRendu в режиме MPD output. Приложение Drive Mounter, которое можно установить непосредственно с веб-страницы Sonicorbiter, направляет вас к тому месту, где хранятся музыкальные файлы. Это может быть другой компьютер или сетевой аудиосервер. Затем можно воспользоваться приложением MPaD для управления воспроизведением и просмотра своей библиотеки. Получается простая цепь: от NAS к microRendu, причем все управление ведется с iPad.
Есть еще один режим вывода: NAA в связке с HQPlayer. Установка microRendu в режим NAA позволяет приложению HQPlayer увидеть его и начать отправлять на него аудио по сети. Эта опция весьма просто устанавливается на mR. Однако, когда дело доходит до работы системы в этом режиме, слабонервные не выдерживают. Так и есть. Все очень просто: по удобству пользования и функциональности приложению HQPlayer до Roon далеко. Во время тестирования я опробовал HQPlayer с mR и двумя разными ЦАПами. Я использовал хваленые передискретизирующие фильтры HQP для кодирования сигнала с высокой частотой дискретизации PCM и DSD256. После установки все работало вполне прилично. Спешу заверить любителей Roon, не собирающихся пользоваться аскетичным интерфейсом HQP, что с их фаворитом система HQPlayer прекрасно интегрируется. Комбинация обеих программ дала отличное качество звука, которое при этом очень зависело от подключаемого ЦАПа. В рамках обзора microRendu скажу, что он справился с передачей 24/384 PCM и DSD256 по сети.
Еще одним вопросом, интересующим заядлого аудиофила, может стать способность удалять все режимы вывода, в которых нет необходимости. Например, используя microRendu в качестве рабочей станции RoonReady, можно удалить Squeezelite, MPD/DLNA, HQP NAA и ShairPort / AirPlay. Не уверен, что это как-то отразится на качестве звука, но у нас свобода выбора и каждый вправе делать то, что ему нравится и решить для себя: заметна ли разница на его системе.
Приобретение «базовой модели» microRendu обойдется в 640 $. В эту сумму не входит блок питания. Мне по душе решение Sonore дать своим покупателям возможность не тратиться на него, ведь у многих он уже и так есть. И, как правило, не из дешевых. Для работы mR необходимо напряжение 6-9 V. Бегло просмотрев сайт Sonore, можно найти рекомендации блоков питания из всевозможных ценовых категорий, в том числе iPower от iFi на 9 вольт постоянного тока, линейный источник питания CIAudio тоже на 9 вольт, линейный блок Teddy Pardo на 7 вольт, линейный блок HD-Plex на 7 вольт, линейный блок SOtM на 7 вольт, Dynamo от Empirical Audio выпуск для microRendu, Uptone Audio UltraCap LPS-1 скоро поступит в продажу, Vinnie Rossi канал ввода-вывода с выходным каскадом microRendu и линейный блок питания Sonore Signature Series на 7 вольт.
Во время тестирования я использовал два блока питания: семивольтовый Sonore Signature Series linear power supply (1 399 $) и девятивольтовый iFi iPower (49 $). Чтобы объяснить разницу между ними при подключении с microRendu, можно провести аналогию, сравнив mR и Sonicorbiter SE. Ясное дело, если вы не гонитесь за всем самым лучшим, то вполне можно начать с iFi iPower за 49 $. К счастью для пользователей iFi и mR iPower отличный блок питания. Качество звука, которое мне удалось добиться от microRendu с iFi iPower было замечательным. Поразительно какую солидную техническую разработку можно получить за сумму меньше пятидесяти долларов. Без колебаний рекомендую читателям, покупающим намного более дорогостоящие блоки, приобрести iFi для сравнения. Почему бы не потратиться на 49-долларовый эксперимент, который может помочь в дальнейшем существенно экономить? Хобби у нас такое, что пара нулей в конце цены явление нередкое и нули эти стоят до десятичной запятой! Так что, начиная пользоваться microRendu в связке с iFi iPower, многие аудиофилы поступают весьма разумно. Но, есть и такие, кто привык ни в чем себе не отказывать, и они захотят начать сразу с максимума, который они могут себе позволить. Я не пробовал Vinnie Rossi LIO с выходным каскадом microRendu, но что-то мне подсказывает, что они составят отличный тандем. В основном активно использовал линейный блок питания Sonore Signature Series. В его разработке принимали участие ветеран PS Audio и участник форума CA Бэрроуз Ворм и вице-президент Sonore Адриан Лебена. У большинства читателей возникает резонный вопрос: стоит ли платить за этот блок на 1350 $ больше по сравнению с iPower? Кто-то другой возможно не даст определенного ответа на этот вопрос, но я скажу так: если бы я потратил свои кровные на microRendu, то мой выбор пал бы на блок Signature Series. Попытка выразить разницу в количественном показателе, основываясь на том утверждении, что тридцатикратная цена свидетельствует о тридцатикратном превосходстве качества, - пустая затея. В моей системе разница звука была значительной и лично для меня такая крупная сумма оправдана отличным качеством звука. К тому же, имея такое хобби, как наше, мы привыкаем, что частенько приходится расставаться с суммами намного более внушительными, которые тратятся на куда более спорные штуки. Так что не проблема расстаться с 1 399 $ ради классного блока питания.
Во время тестирования Sonore microRendu я в основном использовал лучшие аудиокомпоненты, что у меня есть, при этом задействовал разные ЦАПы для того, чтобы проверить поддержку разных частот дискректизации при сэмплировании через HQPlayer / NAA, а также на совместимость USB-интерфейсов с mR. Чтобы протестировать HQPlayer с mR, я использовал ЦАП Mytek Brooklyn. Он принимает сигнал PCM вплоть до 32/384, а DSD до DSD256. У microRendu не возникло никаких проблем при отправке этих частот на Mytek Brooklyn. На совместимость я также протестировал Yggdrasil от Schiit Audio, 380D DSD от Simaudio, DAC2X от EMM Labs, BDA-3 от Bryston и DDP-1 от Audio Alchemy. Со всеми ЦАПами microRendu работал без проблем и без изменения конфигурации.
Путь прохождения сигнала у меня выглядел следующим образом: сетевое устройство хранения данных > маршрутизатор Cisco > microRendu > Berkeley Audio Design Alpha USB > ЦАП Berkeley Audio Design Alpha DAC Reference Series 2 > предусилитель Constellation Audio Inspiration 1.0 > усилители Constellation Audio Inspiration Mono 1.0 > колонки TAD CR1. Ethernet-подключение осуществлялось через кабель AudioQuest Vodka, а для подключения колонок был взят акустический кабель Wire World Platinum Eclipse 7. Я также попробовал подключать ЦАПы непосредственно к усилителям мощности в тех случаях, когда такая возможность ими предоставлялась.
Я слушал microRendu на своей и на других системах. Ниже я укажу мою оценку работы mR по результатам прослушивания некоторых исполнителей.
На днях, когда я занимался онлайн-поисками лучшего джазового альбома всех времен, мне попался такой, о котором я даже понятия не имел, что он существует. Это был Embraceable You Чета Бейкера. Я закачал альбом в свою Roon-коллекцию с Tidal. Скажу, что являюсь давним поклонник игры Чета на трубе, но его вокальные данные всегда казались мне далеко неидеальными. Тем не менее, на упомянутом альбоме была записана парочка незамысловатых треков, прекрасно подходивших его простенькому голосу. Оба они, третий (Embraceable You) и пятый (There's A Lull In My Life), имеют превосходную несложную аранжировку, которая выигрышно раскрывает вокальные возможности Чета на фоне инструментального сопровождения. На моей системе оба трека звучат интересно и чисто. Никогда прежде я не слышал, чтобы голос Чета лился настолько естественно и привлекательно. Сдается мне, что я с тех пор прослушал весь альбом раз семь или восемь, а упомянутые два трека в разы больше. Незамысловатые треки, исполненные незамысловатым голосом, и просто бесподобное качество звука, льющегося через microRendu.
Кроме альбома Чета Бейкера Embraceable You, который я настоятельно рекомендую всем непременно внести в список своих основных джазовых альбомов, могу еще посоветовать Kind of Blue Майлса Дэвиса. Более того, считаю, что любой список, в котором нет этого альбома, подлежит удалению из Интернета. Припоминаю, как я впервые услышал этот альбом. CD с его записью был приобретен в местном музыкальном магазине. До этого мне доводилось слышать об этом альбоме, но саму музыку я еще не слушал. Пригнал я домой на новеньком Volkswagen Beetle 1999 года, спустился в свою оборудованную в отчем доме зону прослушивания. Да, да, дело было сразу после окончания колледжа и жил я тогда у родителей. Вставил я диск в свой СD-плеер Adcom GCD-750, подключенный к предусилителю GFP-750 и усилителю GFA-5802, и прогнал весь альбом от корки до корки через колонки B&W N802. Невозможно даже передать, что я тогда почувствовал. Взрыв мозга! Включаем ускоренную перемотку и оказываемся 17 лет спустя. Время действия - вечер, вчера. Я слушал Kind of Blue. На этот раз у меня была 24 bit / 192 kHz version, снятая с модифицированного катушечного магнитофона Ampex ATR 104 на АЦП / ЦАП Pacific Microsonics Model Two. После прослушивания я пришел к твердому убеждению, что Kind of Blue является лучшим альбомом всех времен и всех музыкальных направлений. Затем я добавил из Tidal вариант трека в очередь на свой iPhone и лег в кровать, продолжая слушать уже через USB-ЦАП AudioQuest DragonFly Red и наушники JHAudio JH13. И дело не только в классной музыке, немаловажную роль играет качество звука, которое дала моя система с microRendu. Думаю, он сыграл весьма значительную роль в моем присуждении этому альбому титула величайшего в истории. Никогда еще я не слышал King of Blue звучащим так хорошо. Попробую описать свои ощущения. Очень похоже на то, что я, как будто заново услышал эту классику, вернувшись на 17 лет назад. И меня опять посетили те эмоции. Только на этот раз они были, пожалуй, еще сильнее благодаря превосходному качеству звучания моей системы.
Перейдем к немного более жесткому и в то же время щекочущему нервы рок-н-роллу. Я несколько раз слушал релиз 2010 года Джими Хендрикса Valleys of Neptune на моей актуальной системе. В первых двух треках, Stone Free и Valleys of Neptune, все инструменты достаточно четко очерчены, особенно для записей Хендрикса. Барабаны, бас, гитара и вокал - все они занимают свое отведенное им место в звуковом пространстве. Слушая как Митч Митчелл наносит легкий удар по тарелке, за которым следует буквально серия взрывов, переходящих в легкие касания в конце Stone Free, можно отчетливо разобрать мельчайшие детали и изящные переливы бронзовых тарелок, изготовленных в штате Массачусетс на фабрике одного из ведущих мировых производителей ударных музыкальных инструментов Аведиса Зилджяна. Точно так же, как в песне Crying Blue Rain, не бесподобная гитара Хендрикса поразила меня, а звучание ударных. Ударник Роки Дзидзорну работает с джазовыми барабанами «конга» на заднем плане, и при этом звук имеет глубину и объем, хоть его источник и находится не в первых рядах. Эти тихие барабаны «конга» приятно звучат с электрической гитарой, которую все ожидают услышать, включая треки Хендрикса. Это те самые нюансы, которые не все системы способны передать на должном уровне. Полагаю, что именно microRendu, фирменной чертой которого является отсутствие шумовых помех, помогает другим компонентам моей системы великолепно доносить сигнал со всеми нюансами.
Все еще находясь под впечатлением от игры Хендрикса, я занялся прослушиванием довольно редкого альбома Prince под названием The Undertaker. В этом альбоме внутренний Хендрикс Prince проявляется во всю мощь. Парень с гитарой на ты. Точка. Вступление первого трека, носящего название The Ride, в котором солируют гитара и бас, кристальной чистоты и сказочно красиво. Слова песни в духе Prince, да и музыка тоже в его стиле. Признаться, я нигде больше не слышал, чтобы он так много играл на гитаре, как на этом альбоме. The Undertaker достаточно заметно компрессирован, но при воспроизведении через мою систему я четко услышал, что звук улучшился. В этом-то и есть соль нашего хобби: получить максимум из возможного через призму качественного воспроизведения музыки. Prince проявлял своего внутреннего Хендрикса на протяжении всей композиции The Ride. Да и большая часть альбома представляет собой потрясающую демонстрацию музыкального гения исполнителя. В самом начале композиции, давшей свое название альбому, есть превосходной чистоты басовая партия, а примерно на 3:11 трека вступает электрическая гитара, звук которой сложно описать словами. Подойдут, пожалуй, только эпитеты: умопомрачительная и удивительная. Звук ошарашивает, почти пугает, поскольку до этого момента слушателя буквально убаюкивали барабан и бас. Гитара же Prince вступает резко и звучит очень живо, естественно и по-настоящему.
Возвращаясь к музыке The Purple One, в альбоме A Tribute To Joni Mitchell Prince участвует с композицией A Case Of You. Его вокал звучит весьма самобытно. Высокий голос Prince на фоне бэк-вокалистов звучит очень гармонично и обаятельно. Удары молоточков фортепиано слышатся так, как будто инструмент находится прямо у вас в комнате. Примечательна не объемность звучания фортепиано, а эти совершенно чудесные переходы. В альбоме Prince The Hits (Disc 1) есть трек Nothing Compares To You (концертная запись). Эта, в обычных условиях достаточно невыразительная композиция, привлекает внимание живым звуком и дуэтом Prince и Рози Гейнс. И снова я заявляю, что, как и при прошлых прослушиваниях, с добавлением в мою систему microRendu качество звука превзошло всё, слышанное мною прежде.
Еще одна вещь Prince, заслуживающая отдельного упоминания, это While My Guitar Gently Weeps с Джефом Линном, Стивом Винвудом и Дхани Харрисоном (сыном Джорджа). Никогда и нигде я не слышал лучшего соло на гитарах. Мне посчастливилось найти её на Tidal. До этого я много раз посмотрел видео на YouTube с момента смерти Prince 21 апреля 2016 года. На протяжении всей композиции Prince заставляет гитару рыдать, но его соло, начинающееся на 3:30, по-другому, как легендарным, не назовешь. У меня мурашки побежали по коже, когда я прибавил звук на своей системе: microRendu, ЦАП Alpha DAC RS2, усилители Constellation и колонки TAD. Уверен, что это не лучшая запись, но шедеврально эмоциональная. А уж эмоции эта система передает так, что лучшего желать не приходится. Не было такого звука еще в моей комнате для прослушивания. Никогда!
Подзарядившись гитарным настроением, я переключился на композицию Little Wing Стиви Рэя Вона с альбома The Sky Is Crying, выпущенного на виниловой пластинке фирмой Mobile Fidelity. Конечно, появляющийся и удаляющийся звук лампового усилителя заметен на протяжении всей записи, но звучания гитары Вона вполне достаточно, чтобы превратить любого слушателя в его преданного поклонника. На моей системе каждая новая нота звучала лучше предыдущей, по мере того, как Стиви переходил от тяжелых и в то же время приятно звучащих нот к спокойным, я пребывал в необыкновенном состоянии. И так почти все четыре минуты композиции. Можно даже почувствовать поверхность струн на грифе гитары, по которым его руки скользят вверх и вниз. Звучание композиции настолько поглощает слушателя, что можно даже представить, как пот капает со лба Стиви в то время, как он откидывает голову назад или склоняется вперед в увлеченном порыве. Более того, можно даже почувствовать дым сигарет в воздухе, как будто мы присутствуем на записи, которая ведется в маленьком блюзовом клубе в 1980-х. Это та самая музыка, которую я хочу услышать, и те самые эмоции, которые я хочу получить, включая свою акустическую систему. Не стерильное, безжизненное, «идеальное» исполнение всяких белых и пушистых виртуозов. Способность microRendu передать скандальность и бесшабашность рок-н-ролла выше всяких похвал, равно как и эмоции блюза, которые буквально просачиваются через динамики.
Безусловно, microRendu от Sonore - это один из замечательнейших аппаратов в области HiFi. Он достаточно универсален и в то же время благополучно избежал прозвища «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Аппарат был специально разработан и собран с целью передавать аудио по USB в максимально качественном виде. И он превосходно справляется с поставленной задачей. Универсальное программное обеспечение прекрасно работает в комбинации с аппаратной частью, из Ethernet в USB. Есть только по одному входу и выходу. Кому не терпится попробовать microRendu, готовьтесь испытать те же сильные впечатления, что и я. Подключив к своей системе mR, я получил лучший звук, который когда-либо звучал в стенах моего дома. Пользователям, стремящимся найти возможность подключения локального накопителя, предпочитающим аудио без сетевых возможностей и ищущим устройств всё-в-одном, могу посоветовать обратиться куда-нибудь еще. А всем остальным стоит, не колеблясь, заняться поиском microRendu. Сверхмалошумная уникальная конструкция этого аппарата дала мне возможность пережить лучшие за последние несколько недель мгновения во время прослушивания музыки. Начиная с прекрасного эффекта «дисторшн» Хендрикса и заканчивая незамысловатыми вокальными данными и мягко шепчущей трубой Чета Бейкера, microRendu позволяет музыке заиграть новыми красками и предстать в лучшем виде. Уверен, что это лучший источник из всех, которые я подключал к своей системе!
25-09-2023, 14:49
25-09-2023, 14:47
25-09-2023, 14:49